Фильмы нашего детства конца 20 века: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника»… Добрый робот Вертер и очеловеченный робот-мальчик Электроник или просто Эл, который больше всего на свете хотел научиться улыбаться и стать человеком.
Смесь реальности и фантастики… Это как раз и притягивало юных зрителей к экранам телевизоров. Роботы – это было что-то неизведанное, загадочное и удивительно-притягательное явление того времени.
А дальше – голливудские художественные фильмы, мультипликационные… «Япония – лидер по бытовым роботам», – вещает документальное кино…Прямо всеобщая роботизация, но такая далекая и манящая… Начало 21 века…
В Харовском центре дополнительного образования состоялась презентация деятельности объединения робототехники Тrifolium. Дети: и девчонки, и мальчишки различных объединений ЦДО под руководством педагога Юлии Комаровой подготовили в творческой форме знакомство гостей с новым направлением работы Центра.
Директор Центра Галина Малкова рассказала, как реализуется в образовательном учреждении одно из актуальных на сегодняшний день направлений дополнительного образования – техническое творчество.
А дальше первое знакомство – робот Lego Mindstorms, созданный ребятами объединения, продемонстрировал свои технические возможности гостям мероприятия: Сергею Попову – главе района, Ирине Авериной – начальнику Управления образования, представителям Управления культуры района, индивидуальным предпринимателям, лидерам общественных организаций, родителям, чьи дети увлеченно посещают это техническое объединение.
Что этому предшествовало? С историей возникновения этого объединения технического творчества познакомила Ольга Кочкова, заместитель директора центра дополнительного образования.
За последние годы изменилось представление о том, какую роль оно играет в жизни каждого ребенка, каждой семьи, каждой социальной группы и всей системы образования.
Впервые в Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы была выделена отдельная задача: развитие дополнительного образования детей «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей».
Для ее решения в 20162017 годах в регионах России был реализован комплекс мер, направленных на развитие эффективной системы дополнительного образования детей.
Осенью 2016 года центр дополнительного образования принял участие в региональном конкурсе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, и стал победителем конкурсного отбора. Благодаря этому в учреждение поступило робототехническое оборудование (конструкторы Lego Mindstorms EV3, TRIK, VEX TDR) и многофункциональный комплекс 3Dпечати (3Dпринтер и 3Dсканер) на сумму более 800 тысяч рублей, что позволило расширить возможности образовательной деятельности и увеличить количество детей, занимающихся по программам технической направленности.
В 2017 году Харовский центр дополнительного образования вошел в число образовательных организаций для проведения эксперимента по внедрению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования. В рамках субсидии из областного бюджета, включая средства, поступившие из федерального бюджета, на улучшение материально - техническогообеспечения было получено оборудование на сумму более 700 тысяч рублей: 7 ноутбуков, два 3Dпринтера, базовые и ресурсные наборы Lego Mindstorms для робототехники в количестве 9 и 6 наборов.
В настоящее время по программе «Основы соревновательной робототехники» в Харовском центре дополнительного образования занимается три группы детей в количестве 19 человек в возрасте от 10 до 14 лет.
Подробнее о возможностях работы на новом оборудовании рассказала педагог дополнительного образования Екатерина Черняева.
С каждым годом растет интерес детей к новым технологиям, к разным формам научно-технического творчества. В сфере их увлечений – 3Dмоделирование и робототехника. Сейчас этим могут заниматься и дети нашего района.
В нашем объединении школьники учатся собирать, программировать и разрабатывать собственных роботов, разрабатывать 3Dмодели корпусов и отдельных деталей роботов, используя 3Dсканер и 3Dпринтер.
В нашем объединении работа идет по двум направлениям: робототехника и 3Dстудия.
Символом нашего объединения стал серебряный лепесток клевера. «Тrifolium» это объединение, студия, в котором дети учатся создавать 3Dмодели, сложные 3Dпроекты, такие как, например, «Город будущего».
В процессе обучения детям предстояло подробно изучить принцип работы роботов, узнать, как выглядит микросхема, как осуществляется программирование и множество разных интересных вещей. И даже больше! Они уже могут конструировать собственные механизмы. Параллельно ученики овладевают огромным багажом знаний по физике, механике, 3Dдизайну, программированию и проектированию…
Ребята, занимающиеся в направлении робототехники, продемонстрировали результаты своего труда – запрограммированных роботов. Робот-гимнаст, робот-тележка, робот-животное… Запрограммированы движения, блокировка колеса, звуки, остановки… Есть различные датчики, например, датчик, реагирующий на приближение человека. Ребята сами пишут на компьютерах программы для создания робота. Это так называемое «блоковое» программирование: создание мотора, датчика… Всего120 шагов и робот готов!
Дети с гордостью продемонстрировали гостям возможности своих «питомцев». Было задано множество вопросов по программированию роботов, их сборке, на которые мальчишки и девчонки с удовольствием давали ответы. Направление 3Dстудии – моделирование, печать и сканирование объектов. Объекты реального мира с помощью 3Dсканера превращаются в 3Dмодели.
Все присутствующие получили в подарок символ наступившего года – пиксельных собачек. Они были изготовлены на 3Dпринтере из PLAпластика.
Можно изготовить разборные модели, детали к различной оргтехнике. Уже поступил заказ на изготовление запчасти к принтеру. Максимальный объем предмета в высоту – 25 см, а по осям – 3035 см.
Заниматься в объединении нравится, очень интересно, подчеркнули в разговоре ребята. 1,5 часа, что отводится на занятие, пролетают мгновенно, но ребята видят результат своего кропотливого труда.
Екатерина Васильевна – педагог творческий. Хоть робототехника не ее профиль, но она вникает во все ее тонкости и доносит их до своих любознательных подопечных. Ей это занятие интересно, а, значит, она может увлечь им и детей. Это педагог думающий, развивающийся, не боящийся новизны и экспериментов, это подчеркнули в своих выступлениях родители, чьи дети посещают объединение и студию, и председатель Общественного совета Харовского района Валентин Волков.
Они сказали слова признательности в адрес педагогов, благодаря которым дети получили возможность наряду с детьми крупных городов заниматься таким интересным и полезным для развития ребенка творчеством, как робототехника. Участие в различных конкурсах – ступень повышения мастерства в данном направлении. Понимая это, ребята вместе со своим педагогом совсем скоро будут принимать участие в одном из конкурсов по робототехнике.
Глава района Сергей Попов в своем выступлении подчеркнул, что это прекрасно, когда дети нашего района могут заниматься современным направлением дополнительного образования бесплатно. И заверил, что будет поддерживать развитие робототехники в районе. Посоветовал создать группу «ВКонтакте», где можно делиться своим опытом и перенимать опыт других объединений.
Галина Юрьевна выразила признательность педагогам ЦДО, администрации района, Управлению образования за поддержку и помощь в этом новом, сложном деле.
Будем развиваться, расти, совершенствоваться, заверила директор ЦДО присутствующих на презентации.
Так все же почему именно робототехника стала приоритетным направлением в дополнительном образовании детей?
Занятия по этому профилю помимо конкретных умений развивают и многие общие навыки, такие как логическое и системное мышление, усидчивость, сосредоточенность, внимательность… Не нужно забывать и о творческом мышлении. Свой собственный робот – тут без фантазии никак!
Ребенок занят делом, создает удивительные вещи, заставляя железки и кусочки пластика оживать! И тогда школьный предмет – физика из набора формул и набора сложных слов удивительным образом превращается несомненно в увлекательный предмет!
Подготовила Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Ирины БЕЛОВОЙ
На фото: Сергей Попов с ребятами объединения обсуждают моменты создания робота
Екатерина Черняева, педагог дополнительного образования