МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСТВА
Люди издревле использует дерево для создания предметов быта и декора. И это неслучайно.
Дерево – один из самых универсальных строительно-прикладных материалов.
В зависимости от качества пород и приложенных человеком сил и стараний можно создать многое: начиная от простых игрушек и заканчивая строительством дома.
О том, как правильно обращаться с деревом, какие инструменты потребуются для освоения резьбы, мы поговорили с земляком Андреем Межаковым.
Все мы родом из детства
Андрей Валерьевич родился и вырос в Харовске. В школьные годы увлекался изобразительным искусством. Очень уж нравилось мальчишке срисовывать картинки с советских праздничных открыток. А потом он начал рисовать узоры и пейзажи. Это увлечение пригодилось ему и в новом хобби – работе с деревом.
– В наше время такого разнообразия игрушек, какое имеется сейчас, не было. Вот и придумывали все сами. Помню, нашел дома деревянную доску и отцовские инструменты да и начал сам мастерить деревянные пистолеты, автоматы и другие игрушки, – делится воспоминаниями Андрей Межаков. – Даже своим друзьям что-то мастерил!
А потом захотел он гитару. Вещь по тем временам стоящая, раскупали в магазинах быстро, на всех желающих не хватало. Вот десятилетний мальчик и решил сделать сам этот музыкальный инструмент:
– Где-то вычитал, что для качественного звучания необходима ель, и чем старше, тем лучше! И на мое счастье в нашем доме нашел я еловую доску возрастом около ста лет! С радостью принялся за работу. Инструменты самые обычные использовал. И до чего я дообрабатывал доску, что стала она толщиной всего пару миллиметров. Гитара не получилась.
Но всерьез и надолго работа с деревом из простого увлечения в творчество всей жизни превратилась для Андрея Валерьевича в начале 90х годов. Однажды в киоске вокзала увидел книжку с лаконичным названием «Резьба по дереву» и, не раздумывая, купил ее. Ознакомившись с содержанием, понял, что может изготовить все, что там представлено.
Сначала смастерил узенький карниз, украшенный резным рисунком. Это увлечение так его захватило, что стал уже изготавливать и мебель:
– Первый стол сделал из березы. Работал над ним около трех месяцев. Инструмент использовал обычный: разные напильники, полотна для лобзика, пилы. Самое сложное в изготовлении стола – это ножки. Они должны быть крепкими, чтобы выдержать столешницу, и устойчивыми, поэтому делаю сначала их и только потом принимаюсь за изготовление поверхности. Доски нужно подбирать тщательно, чтобы не появились трещины. Перед склейкой древесины кромки ее нужно обязательно профуговать. Это поможет избежать зазоров между стыками. А так в изготовлении стола нет ничего сложного, лишь бы было желание этим заниматься. Дерево не любит спешки. Тут нужна усидчивость.
Воплощение идей
Андрей Валерьевич сам рисует эскизы будущих творений. Это один из самых увлекательных этапов в работе с деревом – воплощение идеи. Он продумывает все до мельчайших деталей: форму изделия, его функционал, техническую составляющую и, конечно же, декоративные орнаменты. Для каждого вида художественной резки существуют свои приемы и техники исполнения, а также необходимый набор инструментов. К примеру, большинство узоров геометрической резки исполняется с помощью ножа-косяка. Этот ремесленный инструмент является основополагающим для множества техник. Изготавливается он из прямого металлического полотна со скосом края, угол которого варьируется от 45 до 60 градусов. Отсюда и его название.
Хотя в настоящее время в специализированных магазинах представлен широкий ассортимент разнообразных ремесленных приспособлений, Андрей Валерьевич предпочитает многие из них изготавливать самостоятельно. В его творческой мастерской имеется несколько видов стамесок, напильников, резцов, полотен и другого не менее интересного инструментария, благодаря которым создано немало уникальных вещей.
Например, стол-сундук, который кроме эстетической функции выполняет еще материально-прикладную. Откинул столешницу – и внутрь можно убрать ненужные предметы быта. Удобно и практично. А еще в коллекции встречаются красивые статуэтки, детские игрушки и даже весьма оригинальные часы. Но чтобы создать такие вещи, необходимо знать, какую породу дерева и для чего использовать. Для массивных, бытовых вещей, будь то стол или входная дверь, мастер использует ель или сосну. А вот для художественной резки, напротив, подойдут мягкие породы, например, осина или ольха. С ними работается легче всего, но и испортить проще: одно неловкое движение – и орнамент выйдет не по эскизу, а можно и вовсе испортить материал.
Сам умелец признается, что самое любимое и увлекательное в резьбе по дереву – это когда начинаешь придуманный эскиз воплощать в жизнь:
– С азартом выпиливаешь и обрабатываешь все детали, а потом, когда начинаешь все собирать воедино, и наконец-то получается придуманный образ – испытываешь настоящее счастье! А вот покраской изделий я заниматься не очень люблю, долго это. Нужно нанести несколько слоев лака, после каждого требуется выждать время, дать ему просохнуть. Потом у изделия поднимается ворс, и ты его убираешь наждаком и снова наносишь лак, и так несколько раз.
Но скрупулезный подход к любимому делу дает свои результаты – деревянные изделия получаются красивые и качественные.
Кроме домашнего интерьера Андрей Валерьевич украсил резьбой по дереву и фасад собственного дома. На приусадебном участке имеются деревянная мельница, скворечники и большая подвесная качель. Все это не только радует самого хозяина и его супругу, но и проходящих мимо людей. Ведь когда на улицах нашего города видишь такую красоту, выполненную трудолюбивыми и умелыми руками, наш мир становится чуточку ярче и добрее.
Беседовала Ирина Калина
Фото Ольги Ершовой