Деревенька Асеиха Кубенского поселения насчитывает всего несколько домов, сюда попасть довольно трудно, местные жители добираются до ближайшего села (где есть почта, магазин) по реке: летом – на лодке, зимой – пешком или на лыжах.
Дорога в Асеиху есть, но далеко не каждая машина может ее преодолеть. Но этот «край земли» являлся и является местом для вдохновения московских творческих людей – поэта Михаила Демашева, к сожалению, уже ушедшего от нас, и художника Ивана Базанова.
Иван Егорович является членом Московского Союза художников и Союза художников России. Базанов родился в Москве в 1946 году. Окончил одно из лучших художественных училищ - Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Постоянно участвует в групповых и персональных выставках разного уровня, международных пленэрах. Харовчане помнят художника по персональной выставке «Между прошлым и будущим». Живописец следует традициям русской национальной реалистической школы живописи. Его картины выставлялись в разных городах России, Бельгии и в других странах.
Дом в деревне художник купил в 90-м году, он постоянно переезжал из Москвы в Асеиху и наоборот. Впервые же Иван Егорович побывал в наших местах в 1968 году, сюда его привез друг Михаил Демашев. Здесь его удивило многое, запомнился непривычный деревенский диалект и бык, который намеревался посадить художника на рога. Запечатлелись и первые «смотрины», когда, будучи в гостях у бабушки Михаила Ивановича, на москвичей прибежали посмотреть девушки. А еще живописец заметил, что именно с Асеихи началось его истинное творчество. Обо всем этом и многом-многом другом рассказал сам Иван Егорович на встрече с местными жителями. К живописцу пришли школьники. Общаться Иван Егорович умеет, да и с юмором дружит. Он быстро нашел подход к детям, сумев заворожить их своим творчеством.
Разговор с сорожинцами зрелого поколения стал более содержательным. Иван Егорович вспомнил вехи своего пути, рассказал о картинах и героях, изображенных на них. Живописец признался, что ему дороги картины, сделанные в Асеихе: это великолепные пейзажи, а также точные портреты, отражающие души земляков. Так, между делом, художник заметил, что любит изображать стога. Иван Егорович считает, что «каждый стог похож на хозяина». Но и картины отражают художника тоже. Что говорят работы о Базанове? Мы, деревенские жители, в живописи мало сведущи, возможно, мы ошибаемся, но все же…
Во-первых, мироощущение, способность видеть чудо рядом с собой, созерцать природу и искать себя в ней. Он восхищается великолепной красотой, которая для нас обыденна и незаметна. Вслед за ним у нас тоже рождается это чувство прекрасного, и мы заново учимся видеть мир, мир торжествующей природы. Возможность восхищаться – это чистое сердце, а чистые сердца – у детей.
Во-вторых, внутреннее состояние живописца. Так, например, на картине «Пасхальная неделя» есть некое мерцание. Светопись, отблески, мерцания на этой и других полотнах – это состояние внутреннего мира человека, зеркальное отражение его светлой ищущей души.Кроме того, душу он сумел разглядеть в каждой из своих натур, причем, это не только люди, а животные и природа. Всё это у него естественно, натурально. Фальшивая игра актера, графоманские стихи поэта, да и в целом «неправда», в искусстве видны, потому что зритель не верит в происходящее. А Базанову мы верим.
В-третьих, это связь, гармония, которую достиг творец, и объект его восхищения. Художник знает, «о чем шумят березы», они открыли ему свой секрет, это общение происходит на интуитивном уровне. Чувства и настроение Базанов разглядел в цветах, реке, даже домах. Все это очень тонко и грамотно выстроено в работах, поэтому зрителю, чтобы уловить «лейтмотив» требуется внимание и доверчивость.
Не зря художник говорит, что «духовная связь – фундамент для всего». Эта «связь» нужна и автору, и зрителю.
На работах изображено то, что дорого нам, деревенским: поля, леса, реки. Да и мы представлены во всей красе: сенокос, отдых и раздумья. Автору удалось заглянуть в деревенскую душу, увидеть многогранность человеческого сердца. Одна из картин «Последний герой» изображает мужичка, вывозящего навоз. Казалось бы, обычная деревенская работа, но только прав оказался художник: нет в Асеихе больше людей, держащих скот, это был последний. А те, кто занимается в округе сельским хозяйством, действительно, герои!
Нам кажется, Базанов, являясь городским жителем, знает, о чем плачет деревня. Он переживает и разделяет ее боль. Об этом говорят такие картины как «Последний огород», «Брошенный дом» и многие-многие другие. Конечно, есть полотна, посвященные различным городам, автор работает в разных жанрах, имеются графические работы. Общее одно: на всех картинах мы видим жизнь, мысль.
Такие рассуждения появились после такого, как сказал Иван Егорович, «творческого собеседования». Что лично меня поразило в этой встрече? Наверно, это уважение именитого гостя к деревенским жителям. Он встретил нас как старых знакомых, рассказал немногочисленной аудитории о своих взглядах, творчестве. И все это было искренне, непоказательно, от души. А ещё захотелось почитать лирику Михаила Демашева, который также вдохновенно и талантливо воспел наш край.
Ольга КРАСНОВА
Фото автора