Мастерская творчества
В Харовском историко-художественном музее открылась выставка авторских кукол харовчанки Марины Прутковой. Экспозицию составили 43 игрушки ручной работы, выполненные в разных техниках.
Первое, на что обращаешь внимание – насколько скрупулезно выполнена каждая из кукол.
Образ продуман детально, будь то сказочный персонаж, чердачная игрушка или современная барышня: платья, рюшечки, туфельки, шляпки и беретики, сумочки, принты на ткани и их отделка – всё это наделяет каждую из них своей историей и своим характером. Такое текстильное чудо хочется разглядывать и разглядывать.
Всего авторская коллекция Марины Анатольевны насчитывает более 70 работ, созданных за три года. Многие из них нашли своих хозяев не только в Харовске, но и в других городах России. Кто-то приобретает их детям и внукам, а кто-то радует подарком взрослых.
Чаще всего человек не подозревает о заложенном в нем творческом потенциале, пока не представится случай. Так произошло и в жизни нашей героини. Находясь в отпуске, она посетила один из небольших магазинов рукоделия, где увидела большую красивую авторскую текстильную куколку. Работа мастера настолько понравилась Марине, что она загорелась желанием попробовать создать что-то подобное.
«Первыми моими куклами были «толстоножки». Их еще называют «снежками». Благодаря интернету нашла выкройки. Работала сначала по ним, сейчас я сделала свою универсальную выкройку, – рассказывает Марина Пруткова. – Самое интересное в создании кукол – это их наряды. Люблю шить платья».
День, когда она впервые села за швейную машинку, запомнила навсегда – 7 сентября 1973 года. Сначала Марина Анатольевна мастерила одежду своим куклам, а став взрослой, научилась делать выкройки и шила уже на себя.
– Какая у Вас самая любимая кукла?
– Они для меня все одинаковые. Но есть среди них те, качеством создания которых я не очень довольна. Это одни из первых моих работ. А вот выделить из общей коллекции самую любимую я не могу.
– Сколько времени затрачивается на творение одной игрушки?
– По-разному. Все начинается с идеи. Обдумываю, что и как лучше сделать. Как только начинает прорисовываться полный образ, начинаю искать подходящий рабочий материал. В этом-то и заключается основная загвоздка. Дело в том, что в нашем городе сложно достать именно тот вид или расцветку ткани, которые нужно. Да и в Вологде не всегда удается найти что-то подходящее. Тогда на помощь приходит интернет. Бывает и наоборот, сначала увидишь какой-нибудь предмет, например, лапти, а только потом в голове рождается образ. Но во всех случаях я полностью собираю все необходимое для творчества – раскладываю материалы в отдельные пакетики для каждой из кукол. Как только набор готов, приступаю к работе. Шью вечерами и до поздней ночи. А также в выходные и праздники.
– Всегда удается претворить в жизнь задуманный кукольный образ?
– Нет, не всегда. Иногда планируешь сделать одну прическу, начинаешь ее создавать и понимаешь – не подходит. Тогда снова обдумываешь, примеряешь, что и как лучше. Находишься в постоянном поиске.
Самые внимательные посетители выставки заметят хорошо расставленные акценты в образах – если это современная девушка, то обязательно модная стрижка, стильная одежда и обувь. У романтической натуры платье пастельного оттенка, кружево, бисер, длинные волосы. То же касается и созданных Мариной Анатольевной сказочных персонажей. По деталям легко узнать Буратино, Красную Шапочку или Бабу-ягу.
Мастерица призналась, что сейчас ей больше нравится создавать именно героев сказок. Полет фантазии там безграничный и существует множество техник их создания.
Например, мордочка, ушки, лапы и хвост крысы Шушеры из всеми любимой сказки о приключениях Буратино выполнены в специальной технике. Ткань грунтуется раствором, основу которого составляет клей. Благодаря этому создается впечатление, будто игрушка создана из кожматериалов или пластика.
«Я с удовольствием работала над созданием данного персонажа, – поделилась своими впечатлениями Марина Анатольевна. – Захотелось сделать что-то необычное. А тут еще и год Белой Крысы наступил. Долго подбирала ткань для пошива платья. Шушера – отрицательный персонаж, поэтому нежные тона с цветочным принтом не подходят. Сложность была в том, чтобы точно попасть в реализуемый образ».
Не меньше времени требуется и на создание аксессуаров: зонтиков, сумочек, книжек и обуви. Каждый экспонат имеет свой уникальный предмет. У нежно-розовой свинки это красные туфельки на каблучках, у малышки – сачок для ловли бабочек.
Но есть среди представленных на выставке кукол одна особенная – чердачная игрушка. Выполнена она в специальной технике, в несколько этапов. Для придания образу духа времени ткани состариваются, вымачиваясь в растворе хлорки, или путем запекания в микроволновой печи. Таким образом создается эффект ветхости и запыленности. Куклу как будто совершенно случайно нашли дети где-нибудь в дальнем углу чердака и подарили ей вторую жизнь.
«У современных ребятишек огромный выбор игрушек, но все они серийные, однотипные. Другое дело – авторская игрушка, каждая обладает своим уникальным образом и характером. Поэтому дети с огромным удовольствием тянутся именно к куклам ручной работы, – рассказывает сотрудница Харовского историко-художественного музея Елена Проворова. – Девочки проявляют интерес к куклам, а мальчишки к сказочным персонажам».
Уникальность выставки состоит в том, что она тактильная. Каждый из представленных экспонатов разрешается трогать, брать в руки. Чему несказанно рады маленькие посетители.
Прикоснитесь и вы к удивительному кукольному миру Марины Прутковой. Выставка будет работать до 10 февраля.
Ирина Калина
Фото Дениса ИВАШУТИНА