Держу курс на ЦТНК. Сегодня здесь праздник с красивым названием «Кружевная сказка».
Сначала попадаю на мастер-класс по мерному кружеву, который проводят гости из областного центра культуры и Вологодского губернаторского колледжа народных промыслов Мария Медкова и Оксана Кириллова. Людей, умеющих плести кружево, не очень много, но те, что здесь, преданные своему делу. Ведущие семинара рассказывают о парной технике плетения. Для изготовления кружева приготовлены: подушка-валик, коклюшки, булавки, сколок. Технологический процесс: булавки втыкаются вдоль линий рисунка, нанесенного на бумагу, и обматываются нитями с коклюшек, создавая узор.
Царит творческая атмосфера. Звучат слова преподавателей: «… паучек шестипарный, заплести булавку в ползаплета, взяли ходовую, делаем по два перевива, сплести, перевить, сплести…». Это профессиональные термины. Руки кружевниц проворно делают свое дело. А я дилетант, мало что понимаю. Не так-то просто, оказывается, создается кружево! Смотрю на кружевниц и восхищаюсь этими талантливыми людьми. Они занимаются изысканным, утонченным, нежным ремеслом. Для достижения мастерства нужен миллион терпения, знаний и усилий.
Возвращаюсь в красиво оформленный зал. На стендах кружева, кружева, кружева. Начинается праздничная программа. Ведущая Ирина Киселева отправляет нас в необыкновенную волшебную сказку. Значение слова «кружево» связано со словом «кружить». Действительно, чтобы из тончайших нитей получился ажурный орнамент, надо очень постараться – повертеть-покружить коклюшками.
Слайд-фильм рассказывает об истории кружева. Италию принято считать родиной этого ремесла, но самые тонкие, изящные и легкие кружева делали в Бельгии (Фландрия). А в 16 веке кружевные вопросы обсуждались на уровне министров и королей. Кружевами украшали мужские камзолы, ими обивали мебель, стены спален. В Россию кружева сначала ввозили из-за границы, но вскоре наши мастерицы сами научились плести ажурные узоры. К началу 20 века сложились самобытные очаги кружевного промысла – Нижегородские, Кировские, Елецкие и, конечно, Вологодские.
Звучит песня «Русские умелицы» в исполнении ансамбля «Сударушки». Появляется Сказительница (Надежда Машьянова) в русском народном костюме. Слушаем сказку о русских кружевницах еще Петровских времен. Затем Сказительница представляет мастериц-харовчанок, которые творят в наше время. Она дарит им клубочки – подарки в знак признательности их нелегкого труда. Это Елена Старшова, Валентина Румянцева, Валентина Бриневец, Ирина Иванова, Наталья Рябкова, Полина Смирнова, Ирина Масловец с внучкой Миленой и другие. О каждой мастерице Сказительница говорит теплые слова, а в конце итожит: «Радостно становится на душе, на сердце, когда видишь в коллективе людей, отдающих свой талант и терпение созданию вологодской красоты, гордости нашей области». Звучат со сцены стихи и душевная песня «Кружевница» в исполнении вокального ансамбля «Отрада» (местного отделения Союза пенсионеров России). Сказительница ведает залу, что Вологодское кружево сплетено как будто не из ниток, а из белой паутины – так нежен узор. На фоне тончайшего узора вьется-извивается белая ажурная дорожка. Вот по этому извилистому контуру обычно и узнают изделия вологодских кружевниц. Их не спутаешь с Елецкими или Кировскими. В каждой работе живет характер и душа вологжан, душа народа.
На сцене появляются воспитанники детского сада № 6, они искусно исполняют танец с полотенцами, да не простыми, а с кружевными орнаментами. Творческий дует «Два берега» вдохновенно поет песню «Вологда – город кружевниц». Сказительница завораживает слушателей красивой легендой о тех временах, когда еще совсем не умели плести кружева. О том, как из пучка девичьей травы появилась маленькая девочка по имени Кубена, которая взяла травинки в руки и начала их сплетать-заплетать. Мы узнаем о том, как появились козелки, иглы, нитки, коклюшки: «Стучат хлопотуньи-коклюшки, веселый ведут разговор. Плетут кружевницы-подружки невиданный в мире узор…».
А если по правде, то где именно в нашей области зародилось кружевоплетение? В истории упоминается имя кружевницы Анфии Брянцевой, которая со своей дочерью Софьей обучили ремеслу еще 800 кружевниц, а в имении помещицы Засецкой под Вологдой впервые была создана кружевная фабрика. Может об этом звучат веселые частушки в исполнении ансамбля «Тальяночка»: «Все подружки шьют подушки, а я кружево плету. Все подружки вышли замуж, а я в девушках сижу».
Кружева различают не только по территории изготовления, но и по цвету, характеру узоров. Самые распространенные – хлопчатобумажные, самые дорогие – шелковые. Для отделки используются ирис, мулине, люрекс. Кружева чаще всего белые по цвету. Особый шик – черные, с добавлением золотых и серебряных нитей. Настоящее тонкое кружево может сравниться только с драгоценностью. Кружево не подвластно времени и моде, оно модно всегда.
Венцом программы стал показ изделий харовских мастериц. Эффектный выход молодых школьниц-манекенщиц на сцену вызвал восторг. Они демонстрировали изящные воротнички, жилетки, накидки, даже воздушный кружевной зонтик. У меня в голове невольно всплыли строки: « Я примеряю кружева, они ложатся мне на плечи. Я примеряю кружева, их свет чудесный душу лечит...».
Это была не программа, а сказка! У этой кружевной сказки не будет конца, потому что на смену зрелым мастерам подрастают юные таланты, которые прославят наш край новыми шедеврами. Праздник продолжился открытием в фойе ЦТНК выставки кружева Вологодского губернаторского колледжа. Выставка – это когда рассматриваешь вещи вблизи, видишь каждую деталь, оцениваешь кропотливую работу мастера. Кружевные изделия мастеров и учащихся колледжа были неоднократными победителями Всероссийских и Международных конкурсов, они покоряли Париж, Лондон, Рим. На стендах представлены кружевные галстуки, косынки, воротнички, салфетки, полотенца, накидки, шарфы, шали, перчатки и даже детский рюкзачок и школьный фартук. Сцепная техника плетения. Лен, мулине, шерсть. Затейливые узоры, немыслимые орнаменты! Мне на минуту показалось, что я в Санкт Петербурге, в Государственном Русском музее. Именно там, будучи студенткой, я видела такое же великолепие. Искусство кружевоплетения, роскошное и манящее, у меня ассоциируется с музыкой Вивальди. Как будто заиграла музыка, и поплыл перед глазами портрет императрицы Марии Александровны в кружевных одеяниях, и тут же художник Рокотов с его прекрасной княжной Юсуповой в дымке изысканных кружев. Подумалось, что косынку «Темный вечер» обязательно накинула бы себе на плечи королева Елизавета. Вот что творит с человеком язык высокого искусства.
Было жаль, что только на один день прописался кружевной праздник в ЦТНК, он тронул сердце. Но радует то, что выставка будет работать дольше.
Гостей и участников ждал круглый стол, где решались текущие вопросы народных промыслов. Спасибо всем сотрудникам, специалистам ЦТНК, коллективу музея которые подготовили программу, и всем участникам за доставленное удовольствие.
Вера УДАЛОВА
Фото из фонда ЦТНК
На фото: Мастерицы-харовчанки.
«Я примеряю кружева, их свет чудесный душу лечит...»