В детском саду №3 прошло развивающее занятие «Печка - матушка», подготовленное и проведенное специалистом ЦТНК Ириной Малышевой.
В доступной форме, через общение и игру шло приобщение к культурному наследию русского народа, развитие воссоздающего воображения (умение мысленно представить себе прошлое и условия жизни общества в старые времена).
В любом народном празднике или воспевании предметов обихода воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений.
« В избе – изба. На избе – труба»… Загадка, которая с первых минут мероприятия активизировала деятельность детей, позволила им определить тему занятия и окунула в такой ещё неизведанный мир русской народной культуры.
Говорят, что изба начинается с печки. Можно изменить народную муд- рость, сказав, что всё в доме вращается вокруг печки. Она всегда была центральным местом избы.
«Печка-матушка», «Сударыня печка», так ласково и уважительно называли печь в народе. Её история насчитывает более тысячи лет.
Печь была основой крестьянского быта, от неё зависело тепло, уют и благополучие в доме. «Печь нам мать родная», - говорили на Руси.
Печь для нового дома начинали «сооружать» - «быть», когда в нём не было окон и дверей. Хозяин приглашал молодёжь деревни на печебитие. Парни и девушки привозили глину, мяли её прямо в избе и закладывали в заранее приготовленную форму. Затем начинали вбивать глину досками, молотками, ногами. Часто добавляли в неё камни, которые дольше удерживали тепло.
Печи получались необыкновенно прочными, часто ими пользовались несколько поколений семей.
Печь имела универсальное назначение. «Добрая печь и накормит, и обогреет, и спать уложит», - говорит русская пословица.
Хлеб выпекали только в русской печи. В ней пекли пироги, блины, варили щи и кашу, грели воду, томили молоко, жарили, парили. «Печка – матушка, испеки пироги вкусные да мягкие, пышные да румяные», - приговаривали хозяйки. И пироги получались вкусные-превкусные, и у каждой хозяйки свои – особенные.
Пища из русской печи на особинку, так как печка долго сохраняла тепло, и приготовленная утром еда до ночи оставалась горячей, каша становилась рассыпчатой, а суп – наваристым.
От печки – тепло в избе. Любо-дорого посидеть и погреться около нее. А с мороза прибежишь – на печь залезай! На ней и ребятки малые, и старички усталые погреться любят.
Там, где не было бани, печь прекрасно выполняла её роль. Были раньше в деревнях большие печи – «баеные». Из разогретой печки убирала хозяйка угли, подметала и застилала соломой. Ставила чугун с горячей водой, залезали в печь домочадцы, ложились на солому. Сбрызгивали свод горнила квасом или настоем душистых трав и парились. Затем во дворе обливались холодной водой. Такая процедура была эффективным лечебным средством. Все хвори отступали!
Большое значение имела и имеет в настоящее время печь в доме. Множество пословиц, поговорок, сказок в народе сложено. Образ печи стал традиционным для русской сказки. На печи сидит Емеля, печь спасает детей в сказке «Гуси-лебеди»…
И дети с удовольствием перечислили сказки, где одной из главных героинь была печка-матушка: «Морозко», «По щучьему велению», «Жихарка». А сколько удовольствия получили ребятишки, когда инсценировали сказку «Гуси-лебеди». Маленькие артисты просто вжились в свои роли, прочувствовали доброту героев сказки: яблоньки, печки, реченьки…
Как говорится: «Сказка ложь да в ней намёк». «У холодной-то печи не согреешься». Поработать надо: дрова заготовить в лесу, разделать, да в поленницу сложить. А про тех, кто целый день на печи лежал да работать не хотел – сказка сложена «Эх, Лень да Отек». Именно так закладывается зерно самых лучших человеческих качеств, через шутку, прибаутку да сказку… А про начало всякого дела говорят: «Плясать от печки». Откуда же такое выражение? Молодёжь на посиделках свои пляски и игры затевает у печки, там попросторнее.
И ребята с удовольствием включились в разучивание народных игр «Корыто», «Олень», «Ремень» и другие.
Немало различных суе- верий связано именно с огнём и печкой. Под ней в избе «хозяюшко» живет. Его по-разному называют: кто – «суседком», кто «домовым», кто ласково «доброходушкой» да «дворовушкой». Он в избе главный. Когда в новый дом переселяются и его с собой зовут: «Суседушко-доброходушко, иди к нам жить, добро копить»! Говорят, что живёт доброходушка лишь в тех домах, где мир да лад в семье. А именно: где отец – работящий, мать – рукодельна, где детишки взрослых уважают, во всём им помогают, сами без дела не сидят, а если дела нет, то от скуки не умирают, а в весёлые игры играют.
И снова народные игры: добрые, весёлые, подвижные: «Колечко», «Кочерга», «Заинька»…
Интересно и познавательно прошло занятие, которое позволило прикоснуться детям к народным традициям, а они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, воспитывают любовь к родному краю, подчёркивают уважительное отношение людей друг к другу, проявление гостеприимства.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото Андрея КОРОТКОВА