В декабре в первом классе школы №3 (классный руководитель Ольга Крутикова) прошла интерактивная беседа «Красный сарафан» о традиционном народном костюме нашего края, которая была подготовлена специалистом ЦТНК Ириной Малышевой.
Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Нужно помочь ребенку разобраться в этом потоке.
Русский народный кос- тюм в качестве средства эстетического воспитания обладает такими специфическими особенностями, которые позволяют использовать его в художественном образовании учащихся.
Народный костюм являет собой всю самобытность культуры определённой нации. В крое одеяния используются накопленные веками, передаваемые из поколения в поколение по женской линии, секреты мастерства.
Именно благодаря старинному образу одежды можно окунуться в историю, представить, как жили люди сотни лет назад.
И такая возможность появилась у ребят, благодаря центру традиционной народной культуры. Обучающимся были представлены элементы народного костюма, характерные для нашей местности. Замечательный сарафан, который был сшит Валентиной Красовой, борушка – праздничный головной убор (очень дорогой, стоил эквивалентно стоимости коровы и был в ряде случаев один на всю деревню), различные пояса и, конечно, прекрасные авторские куклы в различных народных костюмах Надежды Белешевой. Например: кукла – покосница, её наряд имел своеобразную вышивку, которая носила характер оберега, чтобы сезон сенокоса выдался без дождя, солнечным и ветреным для хорошей сушки сена, или девушка с вёдрами… Их наряды выполнены в стиле харовского шитья народного костюма.
Основой для наряда как у мужчин, так и у женщин является рубаха. Она имела туникообразный свободный покрой. Мужчины сочетали рубаху-косоворотку с портами, которые шились из прямых полотнищ с ластовицей. Фиксировалась рубаха поясом. Они были разнообразными. Дети с удовольствием рассматривали представленные пояса как неотъемлемый элемент народного костюма. Человека, не одевшего пояс, называли «распоясанным», то есть неряшливым, небрежно одетым. Обувь, как правило, выбирали по сезону. Весной и летом носили лапти, а в холодный период – сапоги. Ребятишки с удовольствием рассматривали лапотки – диковинную в нашу пору обувь, но такую мягкую, лёгкую и, конечно, для летней поры лучшую обувь по экологическим показателям.
Наряд женщины был более ярким и многослойным. В повседневной жизни женщины надевали на рубаху–исподку передник. Если же ожидалось торжественное событие, хозяйка дома не забывала о расшитом сарафане и головном уборе.
Свои роскошные сарафаны юные барышни берегли для особых случаев и демонстрировали только на помолвке или свадьбе. Кстати, к этому событию у неё должно было уже приданого целый сундук накопиться, где была и одежда, и постельное бельё, и полотенца для различных нужд.
Цвета одежды подбирались не случайно. В костюме воссоединяются различные виды декоративного творчества. Имела значение и вышивка.
Узор из ниток на ткани вышивался не просто для красоты. Наши предки были уверены, что рисунок на подоле, по кайме рукавов и воротника оберегает человека от дурного глаза и порчи, а также помогает в том или ином виде деятельности.
Народные костюмы несут в себе не только историческую информацию о том, как менялась и развивалась мода, но и демонстрируют всё умение мастериц того времени.
Ребята внимательно слушали, что нёс в себе тот или иной узор или цвет.
Народный костюм отличался простотой и многофункциональностью, но никогда не терял лица и своего достоинства.
Красота народного кос- тюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту. Так, в конце мероприятия детям было дано творческое задание – нарисовать понравившийся предмет народного костюма. Таким образом, зрительная память детей закрепилась механической памятью, а это важно, так как именно в народном декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времён, историческая память поколений, а значит, и народная мудрость.
Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоничному развитию их личности, развивает их эстетические, морально-нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и беречь культурное богатство народа.
Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм с элементами той местности, откуда у ребенка корни, где он родился и живет.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото из архивов ЦТНК