Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…»

24 января 2015 - Редакция

В декабре в первом классе школы №3 (классный руководитель Ольга Крутикова) прошла интерактивная беседа «Красный сарафан» о традиционном народном костюме нашего края, которая была подготовлена специалистом ЦТНК Ириной Малышевой.  

 

Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Нужно помочь ребенку разобраться в этом потоке.


Русский народный кос- тюм в качестве средства эстетического воспитания обладает такими специфическими особенностями, которые позволяют использовать его в художественном образовании учащихся.


Народный костюм являет собой всю самобытность культуры определённой нации. В крое одеяния используются накопленные веками, передаваемые из поколения в поколение по женской линии, секреты мастерства.


Именно благодаря старинному образу одежды можно окунуться в историю, представить, как жили люди сотни лет назад.


И такая возможность появилась у ребят, благодаря центру традиционной народной культуры. Обучающимся были представлены элементы народного костюма, характерные для нашей местности. Замечательный сарафан, который был сшит Валентиной Красовой, борушка – праздничный головной убор (очень дорогой, стоил эквивалентно стоимости коровы и был в ряде случаев один на всю деревню), различные пояса и, конечно, прекрасные авторские куклы в различных народных костюмах Надежды Белешевой. Например: кукла – покосница, её наряд имел своеобразную вышивку, которая носила характер оберега, чтобы сезон сенокоса выдался без дождя, солнечным и ветреным для хорошей сушки сена, или девушка с вёдрами… Их наряды выполнены в стиле харовского шитья народного костюма.


Основой для наряда как у мужчин, так и у женщин является рубаха. Она имела туникообразный свободный покрой. Мужчины сочетали рубаху-косоворотку с портами, которые шились из прямых полотнищ с ластовицей. Фиксировалась рубаха поясом. Они были разнообразными. Дети с удовольствием рассматривали представленные пояса как неотъемлемый элемент народного костюма. Человека, не одевшего пояс, называли «распоясанным», то есть неряшливым, небрежно одетым. Обувь, как правило, выбирали по сезону. Весной и летом носили лапти, а в холодный период – сапоги. Ребятишки с удовольствием рассматривали лапотки – диковинную в нашу пору обувь, но такую мягкую, лёгкую и, конечно, для летней поры лучшую обувь по экологическим показателям.


Наряд женщины был более ярким и многослойным. В повседневной жизни женщины надевали на рубаху–исподку передник. Если же ожидалось торжественное событие, хозяйка дома не забывала о расшитом сарафане и головном уборе.


Свои роскошные сарафаны юные барышни берегли для особых случаев и демонстрировали только на помолвке или свадьбе. Кстати, к этому событию у неё должно было уже приданого целый сундук накопиться, где была и одежда, и постельное бельё, и полотенца для различных нужд.


Цвета одежды подбирались не случайно. В костюме воссоединяются различные виды декоративного творчества. Имела значение и вышивка.


Узор из ниток на ткани вышивался не просто для красоты. Наши предки были уверены, что рисунок на подоле, по кайме рукавов и воротника оберегает человека от дурного глаза и порчи, а также помогает в том или ином виде деятельности.


Народные костюмы несут в себе не только историческую информацию о том, как менялась и развивалась мода, но и демонстрируют всё умение мастериц того времени.
Ребята внимательно слушали, что нёс в себе тот или иной узор или цвет.


Народный костюм отличался простотой и многофункциональностью, но никогда не терял лица и своего достоинства.


Красота народного кос- тюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту. Так, в конце мероприятия детям было дано творческое задание – нарисовать понравившийся предмет народного костюма. Таким образом, зрительная память детей закрепилась механической памятью, а это важно, так как именно в народном декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времён, историческая память поколений, а значит, и народная мудрость.


Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоничному развитию их личности, развивает их эстетические, морально-нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и беречь культурное богатство народа.


Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм с элементами той местности, откуда у ребенка корни, где он родился и живет.


Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото из архивов ЦТНК
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1817 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий
общество культура дети праздник события спорт конкурс школа здоровье люди встреча победа история библиотека выставка соревнования война поздравления музей политика закон ветераны экономика семья воспоминания юбилей акция детсад творчество концерт природа экскурсия детский сад фестиваль образование традиции поэзия пенсионеры проза музыка самоуправление михайловское профилактика сироты мероприятие поздравление лыжи село туризм волейбол открытие экология армия награждение традиция читатель жкх порядок выборы турнир память письмо семигородняя безопасность фото мчс цтнк молодежь василий белов отдых область игра каникулы митинг итоги прокуратура конференция спартакиада сельское хозяйство благоустройство проект сорожино книга деревня проблемы ремонт семинар футбол патриотизм газета чтения интервью губернатор школьники картины ярмарка лето воспитатель правила дополнительное образование