Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Работать на опережение

10 сентября 2014 - Редакция

Главным приоритетом государственной политики, конечной целью модернизации отрасли является создание системы качественного образования, которая позволит подготовить ребенка к жизни  в современном обществе. Условия, необходимые для реализации данной цели, закреплены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». 
 

Сегодня в муниципальной системе образования выработан единый подход к качеству образования, определены основные приоритеты и принципы деятельности, в том числе принцип работы на опережение.


В районе полностью решена проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. С целью создания дополнительных мест в дошкольных организациях для детей более раннего возраста администрацией района принято решение об участии в программе по модернизации региональной системы дошкольного образования. В 2015 году мы планируем реконструкцию помещений в детском саду №7, где будет оборудована новая группа на 20 мест. Объем софинансирования из районного бюджета составит 300 000 рублей, равноценная сумма средств направляется из бюджета области.


Новые качественные результаты дошкольного образования призваны обеспечить Федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Одним из ведущих направлений плана-графика по введению ФГОС дошкольного образования является методическое обеспечение введения стандарта. 25 процентов педагогических работников прошли обучение на базе Череповецкого государственного университета, в рамках годового семинара старших воспитателей рассмотрены нормативно-правовые, содержательные, методологические аспекты реализации ФГОС дошкольного образования. В январе 2015 года на базе района будут организованы курсы по ФГОС дошкольного образования для всех не прошедших обучение педагогов.


Включение в экспериментальную деятельность, безусловно, позволяет нам увеличить свои стартовые возможности при введении ФГОС дошкольного образования в штатном режиме. Так, детский сад №5 является пилотной площадкой Вологодского института развития образования по реализации образовательной программы «Мир открытий».


Детский сад №7 — пилотная площадка ВИРО по использованию в образовательном процессе регионального компонента.


В предстоящем учебном году во всех дошкольных образовательных организациях и дошкольных группах общеобразовательных организаций основные образовательные программы должны быть приведены в соответствие с требованиями ФГОС. Управление образования ставит такую задачу.


Поскольку развивающая предметно-пространственная среда в детском саду является условием реализации стандарта, считаем, что мы в этом направлении сделали серьезный шаг вперед. В августе состоялся районный конкурс «Лучший участок дошкольной образовательной организации»: на территориях учреждений появились новые постройки для сюжетно-ролевых игр, архитектурные постройки для развития двигательной активности, выполненные из экологических материалов, дерева, взамен пластику и резине. Мне хотелось бы подчеркнуть вклад трудовых коллективов и их руководителей, каждого участника в это общее и важное дело.


Успех введения новых стандартов во многом зависит от понимания со стороны наших главных социальных партнеров – родителей, поэтому необходимо организовать информирование родителей по вопросам ФГОС, проведение практических занятий, совместных мероприятий, направленных на взаимодействие всех участников образовательного процесса.



Стремительные преобразования происходят в системе общего образования, ФГОС начального общего образования легли в основу образовательного процесса первой ступени обучения. Пилотные классы школы №3, где переход на стандарты второго поколения осуществляется с 1 сентября 2010 года, завершили 1 ступень обучения. По результатам регионального мониторинга системы начального общего образования 2014 года, уровень успешности выполнения диагностических работ выпускников четвертых классов не уступает среднеобластным показателям. Участие всех четвероклассников района в мониторинге образовательных достижений позволило выявить ряд проблемных моментов: в новом учебном году необходимо усилить работу над развитием читательских компетенций и умением решать практические задачи.


Управление образования рекомендует в каждой общеобразовательной организации провести детальный анализ результатов диагностических работ и разработать необходимые мероприятия для различных групп детей по повышению их образовательного уровня. Особое внимание следует уделить внеурочной деятельности, реализации всех указанных в стандарте направлений, более активно использовать в качестве формы работы проектную деятельность. Предлагаем сельским общеобразовательным организациям рассмотреть возможность введения третьего часа на внеурочную деятельность для реализации социального направления.


В районе продолжается эксперимент по введению ФГОС основного общего образования. С 1 сентября к пятым и шестым классам школы №3 присоединятся пятые классы школы №2 и Пундужской школы.


Результаты государственной итоговой аттестации — главный показатель качества образования. В 2014 году ЕГЭ проведен в условиях максимальной открытости и объективности, с широким привлечением общественности, без нарушений процедуры со стороны его участников. 100% выпускников прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестат о среднем полном общем образовании. За последние четыре года такой результат у нас впервые. Результаты Харовского района стабильно лучше средних по области.


Оценивая результаты ЕГЭ, мы проводим анализ качественных показателей. Более 90 баллов получили семь выпускников района, что составляет 10,4% от выпуска (в 2013 году – 5 человек, 5,3% от выпуска). Высокие результаты по русскому языку и обществознанию показали выпускники школы №3 и Пундужской школы. В рейтинге сельских районов по данному показателю Харовский район занимает лидирующее место.


Сравнивая средние баллы, полученные участниками ЕГЭ Харовского района и Вологодской области в 2014 году, следует отметить: средние баллы по русскому языку, математике, обществознанию, истории, химии, иностранным языкам выше региональных показателей, причем по истории, обществознанию, английскому языку значительно превышают; средний балл по биологии находится на уровне регионального значения. Вместе с тем по информатике и ИКТ, физике средний балл по району ниже регионального показателя. По физике в Харовском районе наблюдается значительное снижение среднего балла по сравнению с 2013 годом.


Доля выпускников, не прошедших государственную итоговую аттестацию за курс основной школы, составила 2,3%.


Результаты по русскому языку значительно лучше, чем в 2012 и 2013 годах: процент обучающихся, получивших положительные оценки, повысился до 98,4% и находится на уровне регионального.


На уровне областного также находится процент обучающихся, получивших на экзамене по русскому языку «4» и «5» (49,2%), что ниже наших собственных результатов в 2013 году (59,8%).


Район стабильно улучшает справляемость с ОГЭ по математике, есть положительная динамика. Вместе с тем результат остается ниже регионального показателя.


Доля обучающихся, получивших «4» и «5» на экзамене по математике, выше, чем в среднем по области, но значительно ниже наших собственных результатов в 2013 году.


Деятельность педагогических коллективов в 2014 – 2015 учебном году должна быть ориентирована на совершенствование преподавания по каждому предмету учебного плана, разработку и реализацию планов мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.



В рамках Образовательного форума Вологодской области, который проходил в Вологде 19-20 августа, где принимали участие представители и нашего района, обсуждался ряд программных документов, направленных на повышение качества школьного образования, развитие компетенций обучающихся в соответствии с требованиями новых стандартов. Концепция математического образования, культурно – исторический стандарт, программа совершенствования преподавания русского языка в общеобразовательных организациях Вологодской области должны стать руководством в работе учителя – практика, методических сообществ педагогов в целом.


Новые требования к образовательным результатам становятся не только следствием изменений в содержании образования, но ведут к серьезным изменениям в системе экзаменов. Во-первых, возвращается модель государственной (итоговой) аттестации обучающихся в форме сочинения.


Во-вторых, вводится система портфолио достижений обучающихся. В районе есть положительный опыт по данному направлению в практике ряда педагогов, рекомендуем актуализировать портфолио в масштабах образовательной организации в целом.


В-третьих, единый государственный экзамен будет проходить на базовом уровне в системе «зачет – незачет» и на профильном уровне, необходимом для поступления в вузы. Соответственно, для поступления в профильные классы средней школы обязательны экзамены в форме ОГЭ, в том числе и по предметам по выбору.


В 2014 году экзамены в новой форме сдавали в основном обучающиеся базовой школы №3 (28 человек), двое выпускников школы №2. Доступность образования наряду с качеством является главным принципом государственной политики в сфере. Сельский школьник должен иметь равные возможности для поступления в профильный класс для получения в дальнейшем высшего образования. Обращаюсь к руководителям и педагогам сельских образовательных организаций: активизировать профориентационную работу с детьми, информирование родителей, в новом учебном году использовать новые формы проведения экзаменов по выбору для обучающихся, ориентированных на обучение в 10 классе.


В 2014-2015 учебном году по решению Муниципального общественного совета по образованию как органа государственно-общественного управления в школах города будут открыты по одному 10 классу. Школа №3 начнет реализацию программ профильной направленности по двум профилям: социально-экономическому и информационно-технологическому, оба профиля предполагают изучение математики на профильном уровне. Обучение в 10 классе школы №2 будет строиться по программе универсального профиля. Принятый нами подход позволит удовлетворить различные образовательные потребности, организовать учебный процесс в соответствии с интересами и способностями детей.


Обновление содержания затрагивает все дисциплины учебного плана, в том числе и физическую культуру, имею в виду внедрение в систему образования Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне». В настоящее время департаментом образования разработан План-график мероприятий по поэтапному внедрению физкультурно-оздоровительного комплекса в систему образования Вологодской области в 2014-2017 годах. Перед каждым муниципалитетом поставлена задача создания эффективной системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья детского населения области.


Важным условием успешного проведения модернизации образования является методическое сопровождение нововведений. Необходимость структурных изменений в системе районной методической службы очевидна. С каждым годом увеличивается количество педагогов, ведущих два, три и более предмета, поэтому более актуальным становится проблемно – ориентированный подход к организации методической работы на уровне района. В 2014-2015 учебном году управление образования ставит следующие задачи: активизировать деятельность методического совета, взамен методическим объединениям учителей – предметников создать цикловые объединения педагогов гуманитарного цикла, естественно- математического цикла, цикловое объединение педагогов практико-ориентированных дисциплин и классных руководителей, внутри цикловых объединений создать проблемные группы и планировать работу, нацеленную на результат.


Аттестация педагогов сегодня оценивается как фактор, оказывающий влияние на повышении качества образования. 77% педагогических работников имеют первую и высшую квалификационные категории. В семи районах Вологодской области данный показатель составляет 80 и более процентов. Управление образования всегда оказывает поддержку педагогам, кто готов повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием, имеет высокую мотивацию к профессиональному развитию. Уверена, что кадровый потенциал района достаточно высокий, чтобы стать лидером в этом направлении.


Доказательством тому является и то, что Харовский район, по данным мониторинговых исследований, проводимых Центром информатизации и качества образования в 2013-2014 учебном году, занимает первое место в области по использованию учителями ИКТ в образовательном процессе.


Как следствие владения руководителей и учителей информационными технологиями в Харовском районе самый высокий процент требуемой информации, размещенной на официальных сайтах школ.


Анализируя достижения и проблемы системы общего образования района, отмечаем: нам есть к чему стремиться, но на сегодняшний момент в районе созданы условия для получения качественного образования. Не случайно две школы района — школа №3 и Пундужская школа — признаны лучшими школами Вологодской области в рамках проекта ТОП – 100 школ, объявленного временно исполняющим обязанности Губернатора области Олегом Кувшинниковым.


Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным поставлена задача увеличения охвата детей дополнительным образованием до 75 % к 2017 году. В 2014 году данный показатель в районе составил 55,6%, что ниже среднего по области (64%). Решить проблему охвата детей дополнительным образованием возможно путем получения лицензии на реализацию программ дополнительного образования в общеобразовательных школах. На 1 сентября школа №3 уже имеет лицензию, благодаря чему охват дополнительным образованием по итогам 2014 года будет увеличен. До начала 2015 года лицензию необходимо получить школе №2, поскольку программы допобразования образовательная организация реализует.


Ирина АВЕРИНА,  начальник управления образования
  (Из выступления  на августовской конференции педагогов)
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4913 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий
общество культура дети праздник события спорт конкурс здоровье школа люди встреча победа история библиотека выставка соревнования война поздравления музей политика закон ветераны экономика семья воспоминания юбилей детсад акция творчество концерт природа экскурсия детский сад фестиваль образование традиции поэзия пенсионеры музыка самоуправление проза профилактика михайловское сироты мероприятие поздравление село туризм лыжи волейбол открытие экология награждение традиция читатель жкх армия выборы турнир память письмо семигородняя порядок безопасность фото мчс цтнк молодежь василий белов отдых область игра каникулы митинг итоги благоустройство проект сорожино прокуратура конференция спартакиада сельское хозяйство проблемы ремонт семинар футбол патриотизм газета чтения интервью губернатор школьники картины ярмарка книга деревня земляки победители поездка литература