За монастырской стеной у северо-западной башни располагались два двухэтажных полукаменных дома для работ в хозяйстве монастыря. До настоящего времени сохранились фундамент и часть стен одного из зданий, которые находятся между настоятель- ским и братским корпусами.
В начале ХХ века хозяйство монастыря было обширным. В самом монастыре и его подворье проживало 90 человек. При монастыре были столярные, портняжные, сапожные мастерские, кирпичный завод, две ветряные мельницы, два овина, снопяник, соломенник, до тридцати сеновалов.
«Ежегодно по усердию соседние крестьяне на Рождественские праздники привозят в пользу обители до ста возов осоки, приходят жать и косить по усердию за лето до девятисот человек», - читаем в книге Василия Лебедева. Этот факт подтверждается воспоминаниями Е.А.Александровой, которая свидетельствует, что ее мать «ходила в монастырь жать рожь». В 1899 году доходы пустыни составляли более десяти тысяч рублей.
После революции на монастырских землях образовалась коммуна «Возрождение», новые хозяева по-своему распорядились имуществом монастыря. К периоду деятельности коммуны относят активное разрушение монастыря, крепостных стен, Соборного храма. Церковные ценности были признаны государственной собственностью и изъяты в пользу голодающих Поволжья.
В отчете губернскому комитету последнего настоятеля пустыни Симеона за 1920 год содержатся следующие сведения: «Двор для приема лошадей коммунары сожгли на дрова, два овина и гумно сожжены, кирпичный завод уничтожен» (Опись 1, ф 496,ед. хр. 18344, с.61).
Некогда живописный пруд, окружность которого составляла более пятисот метров, постепенно начал мелеть.
Жители помнят, что на месте дамбы, которая служила восточной границей пруда, были запруда и мельница, ближе к западу от него, за монастыр- ской оградой, стояла часовенка, расположенная на месте святого источника. Коммунары также использовали его для своих целей: в нем охлаждали сливки. Родник перестал действовать, когда во время чистки канавы перекопали жилу. Полукаменный дом на горе, севернее пруда, использовался как подсобное помещение для хранения молока.
Позднее на монастырских землях был образован колхоз. Александра Александровна Орлова вспоминает: «В хозяйстве было 8 лошадей, 18 коров, большая площадь засевалась рожью, был свой маслозавод».
Но политикой государства уже стала индустриализация страны. Рядом, в пяти километрах, возник лесной поселок Семигородняя; в двух километрах от Возрождения шумела свистками паровозов железная дорога, строительство которой началось при настоятеле Семигородней пустыни игумене Антонине, в миру Алексее Николаевиче Яблонском. Именно он не дал разрешения на использование прилегающей к монастырю территории для строительства железной дороги.
Есть версия, (рассказанная А.К. Колесовым), что данный факт сыграл большую роль в появлении города Харовска. Первоначально планировалось проложить путь по монастырским землям от Морженги на деревню Судова, тогда железная дорога прошла бы в двенадцати километрах от города.
Нам стало известно, что территория монастыря долго не застраивалась. Местным жителям разрешили строить здесь дома только в шестидесятые годы. До этого времени их строительство было запрещено.
В настоящее время вдоль восточной стены монастыря располагается пять домов местных жителей, вдоль южной – три.
Дома вдоль восточной стены строились таким образом, чтобы печные основания стояли на фундаменте монастырской стены, это подтверждается свидетельством Л.С.Комаровой. Об этом говорит и тот факт, что после пожара, в результате которого сгорел один дом, хорошо стала видна сохранившаяся до настоящего времени печь, основание которой просматривается со всех сторон. Мы видели, что глубоко в землю уходит фундамент бывшей монастырской стены, на которой стоит ее основание.
В настоящее время на том месте, где стоял монастырь, располагается поселок Возрождение, в котором прописано 29 человек, кроме них летом проживают дачники. По воспоминаниям жителей, мы выяснили, что им мало известно о монастыре до его разрушения, не помнят они и его великолепия. Рассказы старожилов связаны с послереволюционными событиями.
В 1969 году, когда сюда приехала Валентина Николаевна Носова, в монастыре уже располагался психоневрологический интернат. В подсобном хозяйстве интерната было 5 лошадей, около 20 коров, свинарник, парники для выращивания рассады, обрабатывались прилегающие поля, выкашивались сенокосы. На полях выращивали картофель, турнепс, капусту.
Жители поселка утверждают: «Кочаны вырастали таких размеров, что их трудно было унести».
В интернате были своя пекарня, столовая, баня, скотный двор, прачечная.
Административное здание интерната располагалось в настоятельском корпусе, а в корпусе братских келий теперь жили больные.
Территория около административного здания была благоустроена: перед входом поставлен памятник В.И.Ленину, разбиты клумбы, посажены акации.
Мы удивились, что среди зарослей крапивы до настоящего времени сохранились многолетние цветы. По решению областного исполкома, в 1988 году интернат был закрыт. После этого сохранившиеся здания стали постепенно разрушаться, территория заросла крапивой, ивняком, лопухами.
Сегодня о былом великолепии напоминают только развалины.
К сожалению, то, что не смогло разрушить время, разрушили люди. Крыши многих частных домов в современном Возрождении крыты монастырским железом, окрашенным ярью, которое было снято с крыш настоятельского корпуса и корпуса братских келий после закрытия интерната. У крыльца одного из домов мы обнаружили чугунную плиту, напоминающую плиты пола Соборного храма.
Дорожки от калиток к крыльцу некоторых домов вымощены монастыр- ским кирпичом. Нам стало известно, что для строительства дороги «Возрождение – Семигородняя» использовали кирпичи Соборного храма. А.Д.Стрельцова помнит, что «кладка была очень крепкая», поэтому пришлось использовать бульдозер и экскаватор.
К сожалению, восстановить монастырь во всем его величии невозможно, но очень хотелось противопоставить этому, уже надоевшему разрушению, созидание.
Наша экспедиция и на следующий год работала в поселке Возрождение. Мы заметили, что территория монастыря меньше заросла травой, так как предыдущим летом был вырублен ивняк и обкошена территория вокруг зданий.
Участники экспедиции перенесли спортивную площадку с кладбища на новое место, за пределы монастырских стен, изготовили новые спортивные снаряды. Рядом с надгробным камнем установили Поклонный крест. Границу кладбища обозначили не срубленным ивняком, а посадили молодые березки на северо-западе от Соборного храма.
С помощью аншлагов вновь обозначили объекты, требующие особенно бережного отношения, убрали бытовой мусор, вырубили все деревья на территории церкви.
К концу пребывания экспедиции в поселке святое место стало иметь более ухоженный вид. И вновь звучали слова акафиста в честь Успения Божией Матери…
Татьяна КОРОТИНА, 10 кл, Семигородская школа
Фото Г.ИВАШУТИНОЙ и участников экспедиции