Проект Лесного кодекса имел очень много недостатков. Некоторые из них удалось устранить. Увы, лишь некоторые. Дело в том, что государство сняло с себя часть ответственности по воспроизводству, охране и защите лесов на участках, переданных в аренду, возложив ее на арендатора. Ликвидирован прежний статус лесов, бывших во владении сельхозорганизаций на правах безвозмездного пользования.
Леса, находившиеся в безвозмездном пользовании, служили хорошим подспорьем жителям села, сельхозтоваропроизводителям, работникам бюджетной сферы в плане поставки древесины для строительства, капитального ремонта жилья, производственных зданий и сооружений, а также в качестве топлива. Кроме того, специфика работы сельхозпредприятий такова, что часть работников занята преимущественно в период полевых работ. Заготовка и переработка древесины обеспечивали им занятость в течение всего года и давали людям возможность получать стабильную зарплату.
Если иметь в виду в целом состояние отрасли, то большинство предприятий находится в состоянии кризиса. Одна из причин - непрерывный рост цен на продукцию и услуги промышленности, которые в структуре производственных затрат на сельскохозяйственную продукцию составляют более 60%, что не позволяет сельскому хозяйству вести производство рентабельно. Многие миллиарды рублей ежегодно «рыночно» изымаются у сельского хозяйства и перераспределяются в пользу промышленности, что превышает фактическую выручку от реализации продукции сельскохозяйственных организаций. Никакая отрасль экономики не может выдержать подобную эксплуатацию! Заработная плата в сельском хозяйстве в два и более раза ниже, чем в промышленности, и самая низкая в реальном секторе экономики.
Дополнительные доходы от леса всегда покрывали многочисленные убытки сельхозорганизаций, и многим из них позволяли, как говорится, сводить концы с концами. Так что эту проблему необходимо рассматривать в комплексе. В случае неудовлетворительного решения вопросов лесопользования резко сокращается возможность обеспечения доходами сельского населения. И как результат – до минимума сводится возможность удовлетворить самые насущные нужды – лечение, учебу, отдых.
Сейчас эти леса передаются в аренду. Причем сельхозтоваропроизводителям предлагается в аренду лишь часть лесов, находящихся у них в безвозмездном пользовании, в меньших площадях и в объеме собственных потребностей. Остальные площади, естественно, будут переданы иным заготовителям.
Поэтому вопросов еще много. Им было посвящено заседание «круглого стола» по теме «Состояние и перспективы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения Вологодской области», которое состоялось в Законодательном Собрании Вологодской области. В нем приняли участие депутаты, представители областного Правительства, руководители и специалисты территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Участники заседания «круглого стола» рекомендовали Законодательному Собранию Вологодской области выйти в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой: «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения аукциона с сельскохозяйственными товаропроизводителями; подготовки и представления проекта транспортировки древесины с лесного участка при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений).
Правительству Вологодской области участники рекомендовали внести изменения в постановление от 19.03.2007 г. № 363 «Об утверждении порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области» в части упрощения процедуры заключения договоров (рассмотреть возможность заключения договора в месте проживания заявителя или замены его другим документом, отмены взимания платы за отвод делянки с лесными насаждениями).
Итоги заседания «круглого стола» рассмотрены депутатами постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию ЗСО. Депутаты решили предложить Правительству области переоформить действующие договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенные с сельскохозяйственными предприятиями, на договоры аренды лесных участков на всю площадь лесного участка в границах землепользования сельскохозяйственной организации, и в объемах расчетной лесосеки.
Решение направлено Губернатору Вологодской области.
А.М.ХАПОВ, депутат Законодательного Собрания Вологодской области