2007 год – особенный для потребительской кооперации. Мы отметили 85-й Международный день кооперации, 70-летие со дня создания областного потребительского общества, 85-летие со дня образования нашего кооперативного техникума. К этим славным историческим рубежам мы пришли с неплохими результатами, серьезным опытом организации работы в условиях рыночной экономики. Значительно возросли объемы деятельности и культура обслуживания.
Потребительская кооперация XXI века – социально ориентированная система. Она не ограничивается выполнением чисто хозяйственных функций и задач, а призвана служить удовлетворению интересов и запросов пайщиков, всего сельского населения. Районное потребительское общество Харовска выполняет ту же функцию.
Благодаря реализации рекомендаций научно-практических конференций развиваются различные виды услуг, но важнейшей отраслью для райпо остается торговля. Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии села с каждым годом приобретает все большие масштабы. Райпо определило для себя сферу услуг, обеспечивающую будущее потребительской кооперации, ее авторитет среди пайщиков и обслуживаемого населения. Это простые, но крайне необходимые людям услуги: торговля по заявкам, бесплатная доставка крупногабаритных товаров до дома, заточка ножей, топоров, нарезка стекла, работа парикмахерской, ремонт бытовой техники, ксерокопирование, ремонт одежды, раскрой тканей, продажа товаров в кредит, ритуальные услуги, работа аптечного пункта.
За счет увеличения объемов деятельности создаются новые рабочие места. Тут работа ведется во взаимодействии с органом службы занятости. Учитывая низкую платежеспособность жителей села, мы продаем товары в самых глубинных и труднодоступных населенных пунктах по тем же ценам, что и в городе. У потребкооперации на первом плане не выгода, а забота о людях. Все отдаленные магазины убыточны. По правилам рыночной экономики эти магазины следует закрыть. Райпо содержит убыточные магазины за счет других рентабельно работающих предприятий.
В райпо розничная торговля осуществляется через сеть магазинов: часть из них находится в сельской местности, часть – в городе. Основной показатель – розничный товарооборот. К 2006 году дан рост – 115,7%, удельный вес продовольственных товаров в общем объеме товарооборота составляет 73%. В связи с уменьшением доходов и численности сельского населения резко снижается товарооборот в сельской местности.
За развитие социальной инфраструктуры села на основе эффективного ведения хозяйства Совет Центросоюза Российской Федерации в 2007 году присудил коллективу райпо за 1 полугодие третье место. Положительная работа отмечена и Советом обл- потребсоюза по внутриобластному экономическому соревнованию. Райпо неоднократно были присуждены призовые места за высокие показатели по торговой и общей деятельности.
Общественным питанием в райпо занимаются столовая №2, кафе «Радуга». В предприятиях общепита оказываются услуги по проведению различных мероприятий, по музыкальному сопровождению. Оборот общественного питания к 2006 году составил 120,3%.
На базе райпо имеется потребительское общество «Русский хлеб» (хлебозавод). Это производство является наиболее сложным участком работы. Качество продаваемой хлебобулочной продукции в магазинах влияет в целом на объем розничного товарооборота.
Объем выпуска продукции хлебопечения по сравнению с 2006 годом составил 114,3%.
На хлебозаводе приобретены и установлены новая электропечь, тестозакаточная машина и тестоокруглитель, что дает возможность увеличивать и улучшать количество и качество хлебобулочных изделий.
В райпо имеется швейная мастерская, которая производит изделия массового спроса, занимается пошивом, ремонтом одежды и раскроем тканей для населения района. А также занимается пошивом рабочей спецодежды для райпо.
Хорошо работает парикмахерская «Локон», её услуги пользуются большим спросом. Имеется много благодарных отзывов от жителей района и города. Мастера постоянно проходят обучение в Вологде на базе профтехучилища.
Райпо постоянно занимается заготовительной деятельностью. Объем закупок по сравнению с 2006 годом возрос на 6,9%. Закупаем от населения мясо, картофель, овощи, кожсырье.
Мы испытываем недостаток собственных оборотных средств, но, тем не менее, постоянно занимаемся техническими и косметическими ремонтами. Заменяем устаревшее оборудование, модернизируем магазины, содержим свой автопарк.
Особое внимание уделяется работе с кадрами, повышению их профессионального мастерства. Численность работающих постоянно растет. 43,5% работающих имеют высшее и среднее профессиональное образование. 30 процентов от числа работающих составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Ежегодно работники райпо повышают свою квалификацию на совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации, конкурсах профессионального мастерства.
Для улучшения работы с пайщиками в районе создано 17 кооперативных участков. На каждом участке имеется «Уголок пайщика» со всей необходимой информацией. Организованы чайные столы, собраны небольшие библиотечки. На каждый участок выписана газета «Российская кооперация».
В 2008 году проходит отчетно-перевыборная кампания. Уважаемые пайщики, просим вас прийти на собрания пайщиков на свои участки в удобное для вас время, согласно графику проведения собраний. Каждому пайщику по почте придет извещение, где указаны адрес кооперативного участка, время проведения собрания пайщиков. При себе иметь паевую книжку и извещение.
Л.В.МЕДНИКОВ, председатель совета райпо