2 апреля 2008 г. исполняется год со дня смерти Нины Васильевны Вихаревой, ветерана педагогического труда ХСШ №2. У нее была трудная жизнь, как и у всех родившихся в 20-е годы 20 века, наполненная событиями военного времени и великими переменами. Некоторые моменты этой жизни были действительно страшными.
Когда училась в пединституте (1941-1943 г.), частенько ездила домой. Приезжала вечером на пригородном поезде и смотрела, нет ли попутчиков в село Михайловское. Так было и в тот осенний вечер. Попутчиков не оказалось. Решила шагать одна по шоссейке.
Идти было легко, сухо и тепло. Справа от Харовской находился сенопункт, навалены горы сена, а дальше – густые заросли кустов и высокие деревья, слева – низкие деревца. Иду и слышу шорох в кустах, потрескивание сучьев. Видимо, тоже кто-то движется в этом направлении. Но никто не выходит, а треск то громче, то тише. Значит, прислушиваются, иду ли я.
Что же делать? Людей нигде не видно. А впереди нехорошее место – мост через речку, который пользовался в этих местах дурной славой. Думаю: «Мне бы перейти через него поскорее. Что делать?» Решила бежать. Бегут и те, которые прятались, несколько человек. Поняла, что их привлекает мой большой чемодан. А в чемодане одни тетради и учебники. Догадалась: сняла с плеча чемодан, потрясла его и пошла дальше. Шаги сзади стихли. Вот и страшный мостик. Пробежала его и отдышалась. Преследование прекратилось. Впереди – поле, слева – деревья, стало на душе весело. Я пошла вперед домой. Страшно было.
х х х
Подобная история повторилась еще раз уже после войны. Работала в школе №2, имела общественное поручение – быть пропагандистом. Дали задание вести политкружок по изучению истории коммунистической партии. В кружке занимались рабочие со строившегося в те годы молокозавода около пос. Мирный. Условий для занятий никаких не было. Занимались поздно вечерами. Один раз, окончив занятия, зажгла фонарь и пошла домой. Попутчиков тоже не оказалось. Дальше Северной улицы дома еще не были построены. Место пустынное. Вижу – навстречу мне шагает мужчина. Оглянулась, а он идет за мной. Я побежала, и он бежит. Куда деться? До дома далеко. Впереди дом Николаевых, решила к ним постучать, если успею. Напротив дома – канава. Прыгнула через канаву, и фонарь погас. Страшная темнота глухой осенней ночи. Я ползком двинулась вперед. Преследователь потерял меня из виду. Доползла до угла улицы и пошла, согнувшись, рядом с огородами. Шаги слышались в отдалении. Страшно было. Вскоре была дома. Позднее сходила в райком комсомола и попросила перевести на другой участок. Разрешили заниматься с рабочими в конторе. Слушатели – знающие люди. Это Колобова Нина, Кулёв Валентин с ул.Чапаева, Н.М.Юдин с ул.Кирова и др.
х х х
Когда училась в пединституте в 1941-1943 г., то жила на ул.Маяковского в общежитии. Рядом – река, неширокая, но глубокая. Туда ходили купаться. И в тот день договорились с девчонками искупаться и переплыть реку. Отдохнуть на другом берегу и вернуться. Плавали все плохо, но плыли. Вот и середина реки. В это время на берегу, к которому мы плыли, появились люди – полураздетые солдаты из госпиталя. Они что-то кричали нам, давали разные советы. Мы почему-то испугались и повернули обратно, а сил уже оставалось мало. До берега далеко. Среди девочек началась паника. Кто-то кричал: «Плывите быстрее!», другие: «Подождите меня!», «Не могу!». Ноги не доставали дна, хотя пытались встать на дно несколько раз. Наконец оно оказалось под ногами. Обрадованные, мы двинулись вперед. Выбрались на берег перепуганные и обрадованные. Больше купаться не ходили. Правду говорят: «Не зная броду – не суйся в воду». Страшно было.
х х х
Работала в школе на станции Вохтога. Жили в школе, напротив вокзала. Ходили гулять к вокзалу. Опускали письма в почтовый ящик проходящего поезда. В тот день тоже решили сходить.
Поезд начал останавливаться, двигался медленно. Мы нырнули под вагон, чтобы перебраться на другую сторону. Какое-то мгновенье – и поезд пошел. Мы, как пули, вылетели из-под вагона. Сели на платформу, не можем в себя прийти, напугавшись. Не хватило какой-то секунды, а то бы произошло страшное. Больше к поезду не ходили. Страшно было.
х х х
Перед глазами стоит еще более страшная картина. Зарезало поездом учительницу начальных классов Жилину, и мы это все видели. Люди поехали в товарных вагонах в Вологду. Двери у вагона были открытые, у дверей стояли люди, они стали снизу подсаживать друг друга. Вот и Жилина на платформе. Только вступила на край платформы, поезд тронулся. Она пошатнулась и упала головой вперед, ноги оказались под колесами. Ее разрезало пополам. Но все же успела сказать: «А как же дети?» Поезд ушел, люди разошлись, ее повезли в сторону вокзала. Страшно было.
х х х
В войну в деревне ездили на лошадях за водой для животных. Из этого же колодца и люди брали воду. Все было нормально. Вдруг лошади перестали пить. Не пьют день, второй. В чем дело? Старики сказали, что надо посмотреть в колодце.
Один мужчина залез туда и вдруг кричит: «Тут что-то есть, прицепляй и поднимай вверх». Это был труп человека. Женщины взглянули и сказали, что его видели недавно в деревне. Молодой чеченец. Он просил куски, просился ночевать. Никто не пустил. И он выбрал для себя такую «постель». Страшно было.
Люди, будьте осторожны, бдительны. Жизнь учит хорошему и плохому.
Из воспоминаний Н.В.ВИХАРЕВОЙ, 13.01.07 г.