Поиск – это творчество с проявлением любознательности и упорства. При изучении неизвестного, но интересного, главное не отступать и не сдаваться, даже в случае неудач. Это могут подтвердить краеведы как опытные, так и начинающие.
Они собираются ежегодно на традиционную районную краеведческую конференцию школьников «Мир через культуру».
В секции «Судьба России в судьбах вологжан» отмечен дипломом I степени Дмитрий Кучкин из Михайловской школы за работу «Такие семьи не часты теперь». Он исследовал родословную, углубился в историю своей семьи почти на 100 лет, рассказал, как бабушка и дедушка вырастили, воспитали и дали образование десятерым детям. Половина из них, а затем и их дети, продолжают жить и работать на родной земле.
II место у Ксении Плетнёвой из Семигородской школы – за исследование «Последний настоятель». Она раскрыла жизненный путь настоятеля Семигородней Успенской пустыни отца Симеона, что он чувствовал, когда на его глазах власти не просто закрывали, а разоряли храмы, что давало ему силы выстоять в это трудное время.
Наталия Кухарева, 10-классница школы №1, в работе «Через тернии к вершинам» подробно изложила жизненный путь семьи Малых – Федора Михайловича и Капитолины Михайловны. Эта семья – идеальный образец жизни, наполненной смыслом. Дружная пара вместе более 50 лет, им пришлось преодолеть немало трудностей и испытаний. Благодаря своему упорству, целеустремленности, огромному желанию учиться и трудиться, а также благоприятной атмосфере в семье, наполненной любовью, взаимоуважением и взаимопониманием, всем членам семьи Малых удалось найти себя и стать достойными и уважаемыми гражданами нашей страны.
Александра Шомина и Татьяна Мамонова (10 кл., шк.№3) в работе «История семьи Усановых» углубились в родословную этой семьи. К этой теме они обратились не случайно, а заинтересовавшись творческой биографией поэтессы Натальи Усановой, выпускницы школы №3. В ее стихах, особенно в последних, чувствуется сопричастность с прошлым нашей страны.
За раскрытие темы девочки поделили III место в этой номинации с Анной Лебедевой (6 кл. Ильинской школы). Анна в своем исследовании взяла за основу биографии двух поколений своей семьи, прабабушек и бабушек, со стороны обоих родителей и сделала вывод, что в каждой деревне и в каждой семье есть женщины, которые на своих хрупких плечах вынесли все беды, подняли детей и продолжают радоваться жизни.
Отмечена свидетельством участника Карина Тихомирова (8 кл., шк.№2) – за проявленный интерес к теме «Юность, опаленная войной» (о Н.В.Вихаревой, 35 лет проработавшей в школе №2 учителем русского языка и литературы).
Обращение к теме Октябрьской революции в докладе Виктории Климято (8 кл., Шапшинская шк.) не случайно, герой ее рассказа – Илья Иванович Коротков – почетный колхозник бывшей сельхозартели «Красное знамя» - в 1917 году, будучи рядовым лейбгвардии гренадерского полка, участвовал в Октябрьской революции. Видел В.И.Ленина и охранял его, когда тот приехал из Финляндии в Петроград.
На секции «Живое прошлое» Мария Зварова (Центр внешкольной работы) порадовала исследованием «Тема коллективизации в книге В.Белова «Час шестый». Целый год она кропотливо работала над раскрытием этой темы, и жюри по достоинству оценило ее труды – I место. II место у Вероники Смирновой (Центр традиционной народной культуры) за доклад «Участие детей в святочных и масленичных обрядах» - по результатам краеведческих экспедиций.
Вероника Титова (10 кл., Пундужская школа) в работе «Колыбельная песня, как живой жанр фольклора» взяла за основу то, что помнят современные женщины, какие колыбельные пели им мамы, бабушки, а они передают своим детям.
Отмечены свидетельствами участников Настя Ивкина (8 кл., шк.№2) за работу «Из истории дома отдыха «Харовский» и Татьяна Савонова (Кумзерская школа) – за исследование «История развития Кумзерского отделения связи».
Третья секция имела экологическую направленность – «Мир всему живущему». I место – у Алёны Дмитриевой (7 кл., Шапшинская шк.). Она рассказала о мудрых и сообразительных лесных строителях, проживающих рядом с нами, доклад назывался «Исследование деятельности бобров на малых реках Шапшинского поселения». II место у Анны Деменцовой (Пундужская школа), она взяла непростую тему: «Описание реки Пундуги, ее экологическое состояние». Комплексное изучение бассейна этой реки было вызвано тем, что ее экологическое состояние резко ухудшилось на глазах одного поколения. На II месте и Ирина Клюшина (7 кл., Шапшинская шк.) с работой «Изучение муравейников», она сделала вывод, что на жизнь насекомых не лучшим образом влияет постоянный шум, вытаптывание, мусор, оставляемый в лесу человеком.
Обладательница диплома III степени Татьяна Зайцева (7 кл., Катромская школа) в теме «Изучение состояния водных объектов на территории Слободского поселения» высказала тревогу своих сельчан: уже несколько лет существует проблема с обеспечением водой, система водоснабжения старая, колодцев мало, с ремонтом сложно. Для решения этой проблемы можно использовать природные источники своей местности.
Аня Курочкина (8 кл., Сорожинская шк.) в составе экологической экспедиции изучала сосновый бор «Козлихи», который расположен на территории Кубенского поселения, на левом берегу р.Сить. Среди лесных обитателей большой интерес вызвали лишайники, и она изучила эти уникальные симбиотические организмы. За эту работу она отмечена свидетельством участника конференции.
Цель работы Светланы Назаровой (10 кл., Семигородская шк.) «Экологическое состояние Семигородней Успенской пустыни» - привлечь внимание к экологическому состоянию этой местности. Работая в экспедиции и занимаясь изучением флоры и фауны, отметила, что идет бесконтрольная вырубка лесов, лесосеки не очищаются, наблюдается захламление лесных массивов, поля зарастают кустарниками.
«Организация приусадебного хозяйства» (по материалам экспедиции) в п.Возрождение – тема Натальи Филипповой (8 кл., Семигородская шк.). Она сделала наблюдение: наиболее ухожены дворы у старожилов, коренного населения. Ни низкие доходы, ни преклонный возраст, ни болезни не служат им помехой для благоустройства обжитой территории. Если бы каждый организовывал свое хозяйство, как некоторые местные жители, то не было бы необходимости заниматься проблемой утилизации отходов и тратить на это огромные средства. Семигородские школьницы отмечены за свои исследования свидетельствами участников конференции.
Участникам конференции, занявшим первые места в своих секциях, предстоит выступать и защищать честь района на областном этапе.
Г.ИВАШУТИНА
Фото В.МАЛКОВА