Забыли пароль?

Регистрация

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

ФГОС: первый опыт, проблемы, перспективы

10 сентября 2014 - Редакция

Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию...
 

 Одним из важнейших преобразований явилось введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.


С 1 сентября 2010-2011 учебного года в школе №3 начали апробацию ФГОС начального общего образования в пилотном режиме 2 первых класса. В этом учебном году наши дети окончили начальную школу.


Прошло четыре года, есть первые результаты, накоплен определенный опыт, можно сделать и первые выводы.


Внедрение стандартов второго поколения в нашей школе осуществлялось через УМК «Перспективная начальная школа» и систему развивающего обучения Леонида Занкова. Все учащиеся были обеспечены учебниками и рабочими тетрадями.


Педагоги прошли обучение в ВИРО. Мы начали освоение новых стандартов в числе первых, поэтому не у кого было учиться, и всё, чем мы владели, заключалось в теоретической подготовке, полученной в ВИРО. На тот момент ни в Интернет-ресурсах, ни в книжных магазинах не было нужного практического материала, кроме того, отсутствовали методические рекомендации авторов УМК. В связи с этим, особенно в первое время, приходилось затрачивать на подготовку к уроку почти в два раза больше времени по сравнению с прошлым опытом. Вместо конспекта урока пришлось научиться составлять сценарный план, который предоставляет педагогу большую свободу в выборе форм, способов и приемов обучения и определяет последовательную самостоятельную деятельность учащихся. Необходимо было при планировании урока постоянно напоминать себе, что групповые и парные формы организации деятельности учащихся должны преобладать над фронтальными.


В дальнейшем появилась возможность при подготовке к уроку использовать электронные учебные пособия и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Особое внимание хочу обратить на сайт Сообщество учителей начальных классов пилотных школ, который появился в Интернете.


Работая по программе развивающего обучения Леонида Занкова, не составило особого труда формулировать задания для обучающихся в соответствии с ФГОС. Такие формулировки: проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, оцените, измените, придумайте и другие уже изначально заложены в этой программе. Кроме того, в ней имеются такие задания: проведи опыт, исследуй, найди информацию в дополнительной литературе или Интернете, представь ее, предлагаются различные творческие работы и проекты по различным предметам, которые предполагают работу в группе или паре. Исходя из всего сказанного, могу выделить 2 основные проблемы:


Первая – у каждого из нас, особенно педагогов с большим стажем работы, сложилась за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, когда мы давали детям знания. Сейчас при подготовке каждого урока возникают вопросы: как правильно интегрировать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса компетентностный подход, а не знаниевая парадигма? Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи, обеспечить формирование универсальных учебных действий, научить учащихся учиться?


Решение проблемы – одно: необходима смена позиции учителя с ведущего на сопровождающего.


Во-вторых: сложность в мониторинге личностных и метапредметных результатов, так как нет достаточного количества контрольно-измерительных материалов для оценки универсальных учебных действий учащихся нужного качества. В связи с этим предлагаю на уровне района создать банк методических материалов и дополнять его.


С введением ФГОС изменилась и деятельность обучающихся. Но говоря о детях, надо отметить, что для них особых проблем не выявлено, так как дети, приходя в школу, не имеют опыта предыдущего обучения, то есть они не могут сравнивать, как учили раньше, и как учат их. Они просто учатся по-новому.


В результате педагогического наблюдения, индивидуальных бесед, анкетирования было выявлено, что 90% обучающихся и более умеют определять тему урока, выделять и формулировать цели урока, планировать свою деятельность, следовать составленному плану, использовать различные средства для поиска информации, работать в паре и группе, выполнять творческие и исследовательские работы.


Проблема моего класса выделилась в разделе контроля и оценки. Дети отметили, что им очень нравится, и они умеют оценить свою работу, ответ, поделку и т. д. и работу одноклассников по определенным критериям, но около 50% отметили, что затруднятся выполнить самооценку чтения наизусть стихотворения или прозаического текста. Действительно, ведь, чтобы прочитать наизусть стихотворение, ребенку нужно знать хорошо текст, сохранить нужный темп чтения, правильно выдержать паузы и расставить логическое ударение. При чтении наизусть все эти критерии ребенок должен удержать в голове, и на самоконтроль у некоторых детей не хватает объема внимания. Мы обсуждали с ребятами этот вопрос, и решение проблемы было предложено обучающимися самостоятельно. Дети предложили записать свое выступление, затем прослушать аудио-файл и оценить.


Как видим, у обучающихся проблем почти нет. Наверное, это правильно, потому что проблемы детей должны решать мы – взрослые. Об этом говорят результаты мониторинга.


Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий.


Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Но для этого необходимо их подробное знакомство с концептуальными основами построения ФГОС НОО и учебно-методических комплектов, реализуемых в образовательном учреждении.


Насколько непросто это сделать! Даже у нас, педагогов, имеющих специальное образование, возникает множество вопросов, а рассказать родителям надо доступно, но не примитивно. На родительских собраниях, которые проводились с использованием активных форм, мы планировали внеурочную деятельность, обсуждали возможности участия родителей в образовательном процессе, формы аттестации обучающихся и многие другие вопросы. Но самый главный вопрос – это организация урока в соответствии с требованиями ФГОС. Было решено провести открытый урок для родителей, а вечером, на родительском собрании, обсудить все, что показалось непонятным или наоборот вызвало интерес. Для открытого урока было выбрано литературное чтение. Урок был спроектирован так, чтобы показать как можно больше отличий от привычного для многих родителей способа обучения.


В начале собрания мы повторили то, что уже известно о ФГОС. Затем каждая группа озвучила вопросы, которые возникли после посещения урока. Надо сказать, что уточнить и понять захотелось очень многое, и это касалось всех этапов урока. Оказалось, что то, что увидели родители, абсолютно отличается от тех уроков, которые посещали сами, когда были школьниками, и от тех, что приходилось видеть, когда учились старшие дети.


Затем мы поработали в группах. Каждой группе были предложены аналитические карты для сравнения современного урока и традиционного. Чтобы легче было работать, в графе, касающейся традиционного урока, была дана характеристика каждого этапа. Приведу некоторые высказывания групп. По этапу проверки домашнего задания.


Понравилось, что оценивая ответ одноклассника, говорили сначала о том, что получилось хорошо, и только потом давали советы. Именно советы, а не замечания.


«Теперь, когда мой ребенок принесет домой «4», не сможет сказать, что все выучил, хорошо подготовился, а «5» не поставили. Ответ оценивали несколько детей и все пришли к выводу, что ответил на «4», объяснили, по каким критериям ответ не соответствует отметке «5».


Когда формулировали цели урока, можно было пользоваться шаблоном, применяемом на уроке литературного чтения, что помогло выполнить задание всем детям, даже тем, кому было трудно.


Интересно, что дети знают, чем будут заниматься на уроке, потому что сами планировали свою деятельность.


Поразило родителей, что изучение нового материала дети начали самостоятельно. На предыдущем уроке было дано задание подобрать информацию об авторе. Это задание выполнялось по желанию, выступали несколько человек, дополняя друг друга, ни раза не повторяясь, что говорит о том, что дети научены слушать друг друга. Почему же дома-то надо сказать 5 раз?


Очень понравилась презентация, которая тоже была подготовлена дома и содержала иллюстративный материал по теме урока. Родители сделали вывод о том, что такие задания посильны учащимся начальных классов.


Родители отметили, что при анализе текста ждали привычных вопросов: прочитайте, найдите в тексте, перескажите и т. д., а задания учителя звучали совсем по-другому: проанализируйте, сравните, опишите. Оказалось, что многие из этих вопросов поставили взрослых в тупик, и они с большим вниманием слушали ответы детей. А особенно поразило то, что в ходе анализа текста дети предлагали свои вопросы и задания классу.


Особо был отмечен этап закрепления новых знаний и способов действий, когда для подготовки к чтению по ролям дети разделились на группы по 3 человека, работали самостоятельно, меняясь ролями. Вот высказывание одной из присутствующих мам: «Помню себя на уроке, когда мы сидели, сложив руки на парте, не сводя глаз с учителя. Отвечали, когда спросят. А тут дети встали со своих мест, распределились по группам, читали одновременно 8 групп, но оказалось, что никто никому не мешает. Я думала, что после этого придется оставшееся время урока успокаивать и рассаживать ребят по местам, но все произошло как будто само собой. Дети, закончив чтение, разошлись по своим местам, и урок продолжился своим чередом. Почему же дома, когда собираются больше двух, стоит невообразимый шум?»


Отметили, что домашнее задание предоставлено в нескольких вариантах. Дети могут самостоятельно выбрать то, что им по силам и больше нравится. Высказывание одной очень ответственной мамы: «Не буду больше заставлять выполнять все, что задано».


В конце собрания поделились впечатлениями: много узнали об организации урока, построенного с учетом требований ФГОС. Работать было интересно, потому что говорили о том, что только что увидели своими глазами, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие.


100% родителей класса приняли участие в итоговом анкетировании, которое показало, что настроение родителей оптимистичное. Они с пониманием относятся к изменениям в образовании, поддерживают эти начинания и довольны предоставляемыми услугами.


Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. Многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


Ольга КРУТИКОВА,  учитель начальных классов школы №3
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1145 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Место под рекламу 468х60 -1
Место под рекламу 468х60 -2
 


 

 

 

общество культура дети события праздник спорт конкурс школа здоровье победа люди библиотека история встреча война выставка поздравления закон политика экономика воспоминания соревнования музей ветераны семья юбилей творчество концерт детсад акция природа детский сад экскурсия поэзия фестиваль традиции образование пенсионеры самоуправление михайловское профилактика музыка проза сироты экология мероприятие жкх письмо награждение открытие выборы туризм поздравление лыжи село читатель армия традиция семигородняя василий белов отдых волейбол каникулы молодежь митинг турнир сельское хозяйство область память сорожино ярмарка цтнк патриотизм порядок фото конференция чтения игра религия поездка школьники итоги мчс воспитатель гто книга футбол семинар лето благоустройство спартакиада художник полиция инвалиды земляки проект картины район оптимизация победители