Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее.
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.
Одним из важнейших компонентов образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование, помогает найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми.
Во-первых: главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может писать, он приспосабливается - набирает текст на компьютере.
В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками.
В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним.
В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.
Кроме того, обучая «особых» детей, учитываются трудности каждого отдельно взятого ребенка. Они могут быть обусловлены как недостатком внимания, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов.
Основная нагрузка при разработке дистанционных уроков по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и организовать учебный процесс в интересной и доступной форме.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
На уроках в дистанционной школе применяется несколько форм работы с детьми, среди которых Skype-занятия, web-занятия, на которых ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию.
При проведении уроков по многим предметам применяются электронные тетради, созданные для каждого конкретного ученика.
Основную трудность представляет подбор материала, чтобы ребёнок был непосредственным участником образовательного процесса. В своей работе при обучении детей-инвалидов использую различные электронные пособия:
1) Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.
Коллекция является сосредоточением в одном месте полного набора современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в разных УМК и в преподавании в соответствии с новыми стандартами. Важно отметить, что все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе. К настоящему времени Единая коллекция ЦОР стала одним из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений РФ, входит в десятку наиболее посещаемых образовательных ресурсов Рунета.
2) Ресурсы Центра дистанционного образования детей-инвалидов.
Здесь в оболочке moodle разработаны курсы по различным учебным дисциплинам, которыми могут воспользоваться все участники проекта.
3) Детская мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
В ДЭ Кирилла и Мефодия содержится масса увлекательных и полезных сведений о природе и цивилизации, о науке и технике, об исторических эпохах и выдающихся личностях. О далёких галактиках и новейших технологиях - вещах удивительных и очень интересных.
4) Детская мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия «Мир информатики».
5) Интегрированная творческая среда ПервоЛого.
Считается, что использование Лого-эффективного средства, развивающего познавательные способности, умение решать задачи и творческое мышление детей, способствует быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером.
Важной особенностью дистанционного обучения является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.
Все отметки по каждому курсу хранятся в электронном журнале. Кроме того сетевые педагоги в конце каждого месяца делают отчёт о количестве проведённых уроков.
В ходе дистанционного обучения ребёнок получает необходимые базовые сведения: об операционных системах семейства Windows, офисных приложениях Microsoft Word и Microsoft Excel, антивирусных программах и программах архивации данных. Главная цель - научиться работать с документами, набирать текст, форматировать и редактировать его, распечатывать на принтере, работать с таблицами, производить несложные подсчеты.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме и будет востребовано в последующем профессиональном обучении.
Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.
Ирина ШУНИНА, учитель начальных классов школы №3
Фото Галины ИВАШУТИНОЙ