В октябре этого года исполняется 70 лет Московскому суворовскому военному училищу. Я это училище закончил в 1960 году. Вот как это было.
Я учился в 3 классе ивачинской семилетней школы, когда по детскому дому распространилась весть, что двух наших ребят будут отправлять в суворовское училище.
У меня эта новость не вызвала энтузиазма. Детский дом мне был родным домом. Cверстники-одноклассники были ближе, чем родные сестры и братья. Жили очень дружно. Вместе прошли испытания первых голодных послевоенных лет. Вместе со старшими ребятами участвовали в общих хозяйственных делах, создавали уют и порядок в доме.
Но когда директор детского дома Милица Львова сказала, что я должен ехать в суворовское училище, то отнесся к ее указанию как к ответственному заданию. Правда, пришлось выдержать серьезные испытания: пройти не одну медицинскую комиссию и несколько раз сдавать конкурсные экзамены по школьной программе.
Семь лет жизни в детском доме не прошли бесследно. Из болезненного худощавого мальчика я превратился в настоящего крепыша. Учителя сельской школы дали прочные знания, которые надежно закрепились на систематических самостоятельных занятиях в детском доме. В результате, я стал суворовцем Горьковского суворовского военного училища.
Уже в стенах училища я узнал, что решение о создании суворовских военных училищ было принято постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) 21 августа 1943 года. Свое название «суворовские» училища получили в честь прославленного русского полководца генералиссимуса Александра Суворова. В постановлении говорилось, что суворовские военные училища создаются для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских, партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов. Перед училищами ставилась задача – воспитать юношей наследниками славных боевых традиций отцов, которые по-суворовски били врага, дать им среднее образование и подготовить к военной службе в офицерском звании. Суворовские училища являлись закрытыми учебными заведениями с полным пансионом по образцу дореволюционных кадетских корпусов.
Решение о создании Горьковского СВУ принято в 1944 году. Офицерский состав училища при формировании подбирался из числа офицеров действующей армии, имевших педагогическое образование. Городской отдел народного образования направил в училище лучших учителей, им присваивалось воинское звание лейтенанта административной службы.
Вся повседневная жизнь в училище строилась по строгому расписанию. Подъём проводил помощник офицера-воспитателя, сержант. Он громким голосом командовал: «Подъём! Форма одежды – голый торс». По этой команде все суворовцы должны подняться и одеться по названной форме. За подъёмом проводилась физическая зарядка. По пояс одетыми мы строем выходили на улицу и на плацу по команде, сопровождаемой показом, выполняли различные физические упражнения. В училище порядок поддерживали командиры. После обеда для младших рот (классов) полагался тихий час. В это время все суворовцы должны были ложиться в постель и спать в течение 1,5 часа. Суворовцев не привлекали к общественному труду.
К началу учебного года училище заполнилось суворовцами старших классов, офицерами-воспитателями, офицерами-преподавателями. На кителях офицеров выделялись многочисленные боевые ордена и медали. На груди у отдельных старших суворовцев можно было увидеть боевые медали. Мы узнали, что их привезли прямо с фронтов. Многие из них были сыновьями полков.
Для учёбы в нашем училище были созданы самые лучшие условия. Учебные классы размещались в одном корпусе со спальными помещениями. Времени на переходы не требовалось. Рядом находились кабинеты по различным предметам. Отличительной особенностью наших учителей было то, что все они были военными, строгими и требовательными. Их невозможно было ослушаться. Я учёбу любил и с удовольствием овладевал новыми знаниями.
После обеда мы занимались выполнением домашних заданий. Занятия проходили в классах под руководством офицера воспитателя. Дисциплина соблюдалась идеальная. Учебники были у всех, так же как ручки, чернила и тетради. Майор Алексей Мальцев, командир моего взвода, проверял: самостоятельно ли решаем задачи, правильно ли пишем, читаем ли учебники. Он всегда мог прийти на помощь. В свободное время была возможность взять книгу в библиотеке, поиграть в комнате отдыха или поиграть на улице. Нас познакомили с кружками и секциями, но там занимались старшие ребята. Не знаю почему, но совместные занятия суворовцев разных возрастов не практиковались.
В 1956 году училище перевели в Москву. Регламентированные условия жизни суворовцев стали еще более жесткие. Твердый распорядок дня, воинская дисциплина, большая загрузка учебой осложнились необходимостью длительной подготовки и участием в парадах на Красной Площади. В 1957 году я принимал участие в двух парадах. Особенно запомнился парад, в котором принимал участие Георгий Жуков. Мы, мальчишки, родившиеся в первый год войны, всё детство играли в военные игры. Знали многих героев Отечественной войны. Главным среди них был Маршал Жуков. И вот я, суворовец, стою в парадном строю на Красной Площади.
В Московском училище я поступил в стрелковую секцию. Создал секцию кумир всех советских мальчишек многократный чемпион мира и Олимпийских игр старший лейтенант Анатолий Богданов. В апреле 1960 года на первенстве Московского военного округа в стрельбе из малокалиберной винтовки я показал лучший результат и стал чемпионом округа среди юношей.
Полученные знания и общая подготовка в суворовском училище позволили мне сдать вступительные экзамены и поступить в Ленинградское Высшее военное инженерное училище.
Молодым инженер-лейтенантом я прибыл на строительство космодрома Байконур, где прослужил 7 лет. В дальнейшем военная служба проходила в Москве на строительстве крупных оборонных комплексов космической, авиационной и радиоэлектронной промышленности. Уволился по болезни в звании полковника. У меня 5 детей и 9 внуков.
Александр БУКАРЕВ
Фото из семейного альбома