Мурины Николай Николаевич и Ангелина Михайловна перешагнули 50-летие совместной жизни, они – золотые юбиляры. Мы встретились с ними в канун юбилейной даты и поговорили о прожитом.
Николай с гордостью поделился своей родо- словной. Его дед Александр с братом Николаем – в числе первых жителей станции Харовская (еще ранее – Кубино). Они приехали из Сокольского района. Около железной дороги (сейчас по улице Пустораменской) поставили два дома, обустроили там постоялые дворы – для приезжающих с обозами торговых людей. Там можно было остановиться, коней покормить, самим отдохнуть. Старый снимок с семьей Муриных вошел в книгу «Харовск» Владимира Теребова.
Николай – из многодетной семьи. По старшинству подрастали Рудольф (1937 г.р.), Николай (1946 г.р.), Михаил (1949 г.р.), Станислав (1951 г.р.), Павел (1954 г.р.), Сергей (1957 г.р.). Мама долгое время была домохозяйкой, затем – продавцом в магазине и рабочей на пищекомбинате. Отец – грузчиком да конюхом на базе от Сямженского ОРСа (напротив здания старой милиции), где сейчас магазин «Автозапчасти».
Многодетная семья не знала, что такое голод, всегда держали корову (а это молоко, мясо). Имели свой огород. Трудились и жили этим. У мальчика Николая были свои обязанности – пасти лошадь. Гоняли в поскотину у Пухманги, лошади спутывали ноги, чтоб не ушла. Но бывало, что лошадь уходила «на овсы» до д.Мятнево. Знали, где искать, шли туда. Детство запомнилось именно этим.
х х х
Ангелина Михайловна родом из д.Демушиха Ильинского сельсовета, но все детство прошло на стекольном. На стекольном работала мама.
В доме для 12 семей был общий коридор, жили дружно, многолюдно. В каждой семье было много детей. С детства малыши усвоили одно – надо вести себя сдержанно, не бегать, не кричать, не шуметь, так как взрослые работали в 3 смены, кто-то уходил на работу, кто-то отдыхал после трудового дня.
Нередко родители ребятишек работали по 2 смены, соглашались на подработки, и тогда все домашнее хозяйство оставалось на детях – воды принести, дров заготовить, поросят обрядить, куриц покормить, гряды не забыть прополоть да младших братьев и сестер из яслей забрать. Все успевали сделать и на стекольский стадион бежали – чтоб футбол не пропустить, команду свою поддержать. Здесь же рядом библиотека, клуб, куда молодежь на танцы бегала.
С детства Ангелина запомнила, как на завод возили с Северного болота торф машинами. Длинные скирды заготовленного торфа стояли от бани до завода.
Еще стекло на решетах промывали, чтоб песчинки не попали. Дети всегда знали, чем заняты их родители на заводе.
В семье подрастало четверо детей. Зинаида (1928 г.р.) уехала жить в Ваулиху, деревенская жизнь ей больше нравилась. Александр (1934 г.р.) служил в армии 3 года. К концу службы поставили перед выбором – или снова переслуживать, или ехать в Донецкую область работать в шахте. Молодые ребята выбрали второе, в надежде, что немного поработают и вернутся на родину. А так и остались там, зарплаты были приличные.
Ангелина (1945 г.р.) и Валентин (1949 г.р.) остались в Харовске.
х х х
Николай и Ангелина, будущие муж и жена, встретились в 5 классе. Сидели не за одной партой, но на одном ряду. До 4 класса она училась в 2-этажной деревянной школе, а он - в ж/д школе.
Благодаря классному руководителю Марии Голубевой, все ребятишки сразу сдружились. Помимо уроков немецкого языка Мария Владимировна объединяла их на общие трудовые дела – сбор макулатуры, металлолома. Так, в 1959 году мальчишки ходили в лес за елочками и высаживали их вдоль дороги от Баранихи до Боровиково – как лесозадержание. Эти елочки растут, напоминают о трудовой юности.
В какой момент зарождались первые симпатии у молодых людей, когда это переросло в первую любовь? Они, спустя годы, считают проще – просто дружили, всегда находились рядом, помогали друг другу в учебе и делах. Николай знал, что Ангелина «не тянула» по алгебре, помогал ей. И в другом отличался сообразительностью, схватывал все на лету.
Одноклассники закончили обязательную ступень – 7 классов. Далее учились способные ребята, кто собирался в институт и у кого позволяла семейная ситуация – было на что учиться.
х х х
Ангелина поехала учиться в Вологодское медучилище на медсестру. В то время не хватало медицинских работников, обучение было краткосрочное, 1 год. С утра учились, а с обеда отправлялись на практику.
Из дома не хотелось уезжать на учебу. Мама только что не с вицей выгоняла. Сложно было переломить себя. Дома – любовь, общение с друзьями. Но знали слово: надо! Если цель поставлена – получить образование, освоить специальность, значит, бросать нельзя.
Первым рабочим местом для Ангелины стал детский туберкулезный санаторий на Бережке, с марта и до августа 1962 года. Каждый день ходила пешком, туда и обратно по 8 км. Только один раз за все время работы оставалась там ночевать. Причиной было половодье, разлившаяся река, из-за чего паромщик отказался перевозить.
Дорога на Бережок запомнилась еще и тем, что проходила вдоль кладбища. Этот участок пути молодая девчушка пробегала – словно пролетала. Одна бабушка из ближайшей деревни, заприметив пугливую девушку, каждое утро спешащую на работу, как-то вышла ей навстречу и наказала не бояться кладбища, идти спокойно. Обещала молиться о ней.
Ангелина и дальше работала бы медсестрой, диетсестрой на Бережке, ей нравился коллектив, дети, подростки, проходившие лечение, но как-то приехала областная комиссия и заметила, почему она питается не с остальными детьми, а со взрослыми. Ее посчитали ребенком.
16 лет – невелик возраст. Некоторым больным было по 18-19 лет. Сказали – так нельзя, не положено, есть риск зара- зиться.
Комиссия посоветовала обратиться к Петрущенко, главному врачу районной больницы.
Так Ангелина получила направление на работу в Шапшинскую больницу. С утра устраивалась, а вечером уже заступила на смену, только успела на грузотакси до Шапши доехать.
С 1962 по 1964 годы приобрела огромный опыт работы по своей специальности.
Больницу в Шапше возглавлял Герман Фирсович Крылов (брат Владимира Крылова, хирурга). В деревнях проживало много людей, в каждом доме полно ребятишек.
Шапшане всегда доброжелательно встречали медицинских работников. Из дальних деревень не отпускали, не накормив обедом, понимали – когда еще медики доберутся до дома, столько дворов еще предстоит пройти.
Запомнилось обеспечение больницы. Она была рассчитана на 25 коек, имелся роддом, инфекционное отделение, своя прачечная и другое.
Ангелина продолжала нарабатывать опыт, и вот она уже в районной больнице, в роддоме работает медсестрой.
Больничный городок находился около хлебозавода. Работала с Ольгой Дмитриевной Кузьминой, Людмилой Александровной Луниной, Ниной Григорьевной Колобовой (акушеркой), Александрой Николаевной Соковиковой (детской медсестрой), Анной Коротиной и Верой Голубковой.
В октябре 1964 года уже всех перевели в новое здание больницы. Женщины рожали в новых условиях.
Ангелина, к тому времени вышедшая замуж за Николая, уже рожала там.
Декретный отпуск давали женщинам на 56 дней и 2 недели. В ясли брали с 6 месяцев, у одиноких – с 4 месяцев. Как быть? Надо на работу выходить, а ребенок не определен. Благо, на лесозаводе №45 открылись ясли на 75 детей. Молодая мама – на работу и дите при ней. Вот и выход из ситуации.
В 1971 году на ЛПК запустили детский комбинат (ясли и детский сад стали одним целым). Он стал вторым родным домом аж с 1965 по 1991 годы, 26 лет отдано детям. Сколько малышей могут назвать Ангелину Михайловну не просто сестрой-воспитательницей, а второй мамой!
х х х
Все эти годы Ангелина рядом с Николаем, как и полагается – добрая половинка при сильном мужчине.
Николай тоже всю жизнь трудился. 14-летнего Николая отец свел в автоколонну (будущее АТП), где молодого человека оформили учеником слесаря. До 16 лет работал по 4 часа, платили 47 рублей. Считай – большой мужчина, помощник в семье.
Помощником слесаря был до 18 лет. Выучился на водителя, сдал на права. Но ему их выдали только по достижении совершеннолетия. Алексей Александрович Назаров, начальник ГАИ, вызвал к себе, достал из сейфа, вручил и пожелал безаварийной работы.
После непродолжительной работы в АТП (с 1964 по 1966 годы) Николаю предложили стать водителем в совхозе «Харовский». Требовался водитель руководителю совхоза. Рекомендовал Леонид Иванович Михайлов, его отец Иван Григорьевич в то время был предриком, его перевели на восстановление колхозов.
Совхоз «Харовский» подчинялся «Трестскотпрому», занимался откормом телят. Брали 20-дневных и докармливали до веса 400 кг. Сдавали государству до 400 тонн мяса в год. Такого количества мяса хватало на обед одному городу как Москва, говорил директор.
Николай был водителем у многих руководителей. После Ивана Григорьевича Михайлова совхоз «Харовский» возглавил Евгений Павлович Гальченко (позднее он стал секретарем райкома). Его сменил Владимир Андреевич Шишебаров, прибывший из Вологодского района, а после уехавший в Кирилловский район.
Эстафета была передана Николаю Тимофеевичу Оленчуку, затем Роберту Алексеевичу Корчагину, Валентину Тимофеевичу Клюшину, Юрию Борисовичу Морщинину.
Директора менялись, а водитель оставался прежний – Николай Мурин. За годы работы ездил по 75 деревням, знал все населенные пункты района, со многими людьми был знаком.
Водителю нравился строгий подход руководителей к делу. Нередко они приезжали в деревни уже в 6 утра, к началу колхозных работ.
Три отделения совхоза (1 – в Согорках, 2 – в Лещеве, 3 – в Низовье) боролись за переходящее знамя. Когда определялся победитель, знамя перевозили, и был праздник. Доходило до гармони. Умели работать, умели и отдыхать. У кого телята давали больше привеса, получали премию в 6-8 раз больше, чем зарплата. У скотоводов был стимул работать.
После 28 лет работы в совхозе Николай еще 13 лет трудился механиком на молокозаводе. Специального образования не было, но хватало опыта работы.
Запомнилось, что дневной сбор молока со всех хозяйств района доходил до 70-100 тонн, машинами отправляли в Сокол.
х х х
Что объединяет супругов Муриных? Оба – из многодетных семей, в роскоши не жили, всему научились в жизни. И до сих пор (уже на пенсии) не боятся осваивать новое. Не было дачи, взяли домик и 13 соток земли в Иванникове. С наступлением весны берут скотинку – поросят, кур. Весь дачный сезон (с марта и, считай, до декабря) все трудятся. И соседей-горожан сподвигают на трудовые подвиги.
Николай Николаевич и Ангелина Михайловна считают, что судьбой они не обделены. В совместной жизни важно уважение и понимание, кто-то из двоих должен быть мудрее, уступчивее. Одним днем никто не прожил.
У супругов Муриных двое сыновей – Андрей и Александр, внучки Сюзанна, Юлия, Жанна, правнук Кирилл. Невестки для них как дочери.
Прожив 50 лет вместе, они и сейчас не могут друг без друга. Нет одного 1,5-2 часа, другой скучает. И каждый занят любимым делом. Супруг недавно освоил плетение корзин из бересты, а затем и лаптей. Лыко драть научил дальний родственник еще 30 лет назад. Навык пригодился сейчас, на пенсии. За один день может сплести одну пару лаптей, хоть на заказ. Как плести корзины, тоже вспомнил. Внучка Юлия нашла в интернете поэтапное изготовление, увидел свои ошибки, понял, и процесс пошел.
Супруга живет предстоящим огородным сезоном – что и сколько посадить,как все распланировать.
Забот, как всегда, много, и они – в радость.
Галина ИВАШУТИНА
Фото из семейного альбома