Специалистами ЦТНК в младших классах школы №3 было проведено развивающее занятие «Традиции Дня Покрова Пресвятой Богородицы».
Для формирования личности ребёнка младшего школьного возраста народные праздники имеют огромное значение. Они знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Всегда такие занятия начинаются с традиционного русского поклона, который выражает уважение и доброе отношение ко всем присутствующим. Специалист ЦТНК Ирина Малышева рассказала детям о правилах русского поклона.
Затем была увлекательная и интересная беседа об истории возникновения этого дня: «На Руси всегда его любили, верили, что Богородица Покровом своим укрывает Русь – матушку от бед и несчастий».
А далее, опираясь на свой ещё маленький, но всё же опыт, дети вспоминали народные приметы, связанные с этим праздником. Развитие наблюдательности, умения видеть сезонные изменения в природе и деятельности человека - очень важные качества для формирования взаимосвязи между явлениями природы и жизни человека. Как меняет природа по сезонам года свой наряд? Зелёный - на жёлтый, жёлтый - на белый…
«До Покрова осень – за Покровом зима идёт», «Чини избу до Покрова, не то тепла не будет» - множество пословиц и поговорок сложено у народа про этот день. Славен он не только сменой сезона года, но и переходом человека на зимний род деятельности. В ходе занятия дети познакомились с народными промыслами и крестьянскими делами. К этому дню утеплялся дом и наводилась чистота. «Покров, Покров, покрой наш дом теплом и добром», - с такими словами обходили крестьяне своё жилище. Считалось, что после этого в нём будет тепло и сытно.
Девицы, достав свои лучшие наряды, занимались с Покрова рукоделием: шили, пряли, вышивали и поджидали молодцев для весёлых посиделок. А молодцы смотрели, кто из девушек самая нарядная да на работу спорая, ту в невесты и присматривали. Рассказ о народном костюме никого из ребят не оставил равнодушным. Каждая деталь народного костюма имела свой смысл, своё значение. Весело проводили время молодые люди на таких «вечерах»: пели песни, плясали, играли.
Рассказ о посиделках плавно перешёл в разучивание с ребятами русской плясовой и народных игр.
Такие мероприятия являются прекрасным средством для активизации речи детей, её коммуникативной функции, так как использование элементов фольклора как народной мудрости расширяет словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Дети с удовольствием играли, пели, повторяли «приговорки», были очень раскрепощёнными и веселыми. По всему было видно, что прикосновение к народному творчеству несёт им радость.
Такие занятия позволяют решать одну из главных задач, стоящих перед детьми младшего школьного возраста – формирование нравственной культуры, которую невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото из архива ЦТНК